Свободолюбивые программисты сидят по американским гаражам и творят чудесные программы, а потом раздают их людям за просто так. А рыжий очкастый мерзавец их за это убивает
Чем Бил Гейтс отличается от Бога? – Бог не думает, что он Гейтс (анекдот)
Когда-то в шкурно-пещерные времена миром правили молодые. Пока силенок хватает дубиной махать – ты на коне, а как опыт с радикулитом заработал – шабаш, слазьте, дедушка, освобождайте жизненное пространство, молодая шпана пришла. Времена эти возвращаются, только на новом продвинутом уровне. Юная поросль дубинами уже не машет, зато легко убирает папиков интеллектом. Во всяком случае, если верит американскому кинематографу.
"Все лучшие программы были написаны программистами моложе тридцати лет", "Любой парнишка, сидящий в гараже, легко может нас сделать", – вещает с экрана киношный Билл Гейтс. В фильме "Опасная правда" его играет Тим Роббинс, правда, в целях конспирации он откликается на имя Гари Винстон. То есть как бы не Гейтс. Гари владеет огромной телекоммуникационной корпорацией N.U.R.V. и отчаянно похож на Билла – так же, как его компания похожа на Microsoft. И монополисты они, и под надзором, и денег куры не клюют, и туфту впаривают, и, вообще, рыжие. И правильные люди ненавидят их с той же страшной силой, с какой добропорядочные юниксоиды ненавидят программные продукты Гейтса&Co и его самого. Можно делать различные предположения о том, почему был снят этот фильм. Многие усмотрели в нем откровенную заказуху и наезд на старину Билла. Действительно, "Опасная правда" снята с какой-то просто гвардейской прямотой, и поверить в то, что в Голливуде к штыку приравняли перо, не сложно. Но скорее всего режиссер Питер Хоуит – это все-таки не Доренко от режиссуры. Просто люди тяжело думали, какие нынче герои и враги самые наимоднейшие, и придумали: герои нашего времени – хакеры-программисты, а злейший их враг – рыжий миллиардер в очочках. Правда, о программистах уже все обснимались, и круче "Матрицы" быть сложно, вот и решили брать скандальностью. Проблема только в том, что на одних хакерах кассу не сделаешь, а обычный "чайник" не всегда понимает, что создателя операционной системы, стоящей на его персоналке (если она у него есть в принципе), надо убить или уж, как минимум, посадить именно за факт ее создания или даже за монополизацию отрасли. Поэтому из Гари Винстона сделали убивца. Фраза про парнишку в гараже проиллюстрирована буквально – где-то в многочисленных гаражах сидят сотни юных американских гениев, а папаша Гари шпионит за ними всеми доступными способами. То есть над каждым гением торчит скрытая камера, и на каждого гения обширное досье. Как только гений приближается к своему гениальному открытию, добряк Гари зовет его на работу, а если тот артачится, мерзавец Гари убивает его руками своих сподвижников. А изобретенный гением чудо-алгоритм сжатия (к примеру) пристраивает в собственное хозяйство. Дело дошло до того, что юным хакерам даже подружек подсовывают (причем с криминальным прошлым). Вот тебе и цивилизованная страна. Если верить фильму, Билл Гейтс ведет бизнес в лучших традициях российских бандюков – чисто конкретно мочит всех своих конкурентов. Полный тоталитаризм в одной отдельно взятой отрасли.
Сюжет как раз и строится на противостоянии гения из гаража по имени Майло и подлеца Винстона. Майло по молодости согласился работать на N.U.R.V., был моментально окружен почетом и вниманием и стал вкалывать с диким энтузиазмом. Благо все возможности есть – квартира, машина, зарплата, футуристический кампусоподобный исследовательский центр и компания сослуживцев, вооруженных расписными досками для серфинга и сноуборда. Помните, мир принадлежит молодым, старше тридцати в N.U.R.V. лишь охранники, потому что ценны физической силой, и сам Винстон, потому что мерзавец. Вскоре Майло начал понимать, что влез в осиное гнездо – друг погиб, подруга оказалась липовой, всюду враги, шпионский центр в детсаде (вот бы было хорошо, если бы настоящим боссом оказался какой-нибудь ковбой Хаггис в подгузниках). Да и сам Майло оказался на краю гибели – его чуть не отравили кунжутом (это, кстати, находка). Фильм быстро превратился в классический и достаточно убого выполненный триллер – все бегут, все на волоске, друзья-враги, враги-друзья, всё пропало, нет, не всё, нет, всё... Невыносимо пафосная музыка и редкозубые счастливые улыбки в финале. Счастливое человечество радостно скачивает коды новой телекоммуникационной системы. Зачем они человечеству, понять нельзя; неужели затем, чтобы кухарка управляла спутниками связи? Но это ерунда. Главное, что знания принадлежат человечеству. Меня один вопрос только мучает – как это с такой тягой к альтруизму и бесплатной раздаче своего труда работники программного цеха ухитряются так хорошо жить? Или они только чужие знания обобществляют?
Подводя итог: в независимости от истинных целей создателей "Опасной правды", кино у них получилось достаточно тупое.
Фильм можно увидеть в кинотеатрах "МДМ-кино", "Кодак-Киномир, "Каро-Фильм", "Художественный".