Особенности американского национального характера глазами французов. Вечно флиртующим лягушатникам не понять, зачем убивать даму, прежде чем заняться с ней сексом, – а янки просто так больше нравится
Если в кране нет воды, значит?.. Ну, все в курсе, да? Поиск первопричины любого конкретного происшествия проще всего вести, отталкиваясь от черт характера, присущих той или иной нации. Ведь у каждого народа, как известно, есть присущие только ему одному национальные особенности. Вот евреи, допустим, известные водохлебы – среднестатистический еврей за один присест может выпить до 47 декалитров воды, сильно осложнив тем самым работу служб водоснабжения. Исконно русские люди ни за что не полезут в драку, вступаясь за шапочного знакомого, но зато с завидным постоянством побеждают в войнах. Французы истерически любвеобильны, но не любят заниматься сексом с прохладными дамами. В отличие от англичан. Те как раз не прочь.
Это как бы присказка. Речь пойдет о только что вышедшем в московский прокат французском фильме "Шесть" режиссера Алена Берберяна.
Париж. Город контрастов. Вроде огни, веселье, качели-карусели всякие, шутки, звонкий детский смех. Но стоит отойти на пару шагов, и уже можно в тишине и покое чиркнуть новую знакомую ножичком по горлышку, выбить ей зубы и заняться оральным сексом. Именно так любил проводить свободное время один молодой человек приятной наружности. Это был маньяк. А где маньяк, там и одержимый полицейский, который не спит ночами, обвешивает все стены огромными фотографиями полуразложившихся жертв, заставляет своих подчиненных просеивать весь мусор, вывезенный на свалку за последние три года, – короче говоря, осатанело маньяка ищет. В "Шести" полицейского зовут Натан (Ришар Антонина). К сожалению, найти серийного убийцу – задача исключительно сложная, и Натану никак не удается ее решить, пока – о, чудо! – умный дядя не рассказал ему об особенностях национального характера (см. выше). Оказывается, во Франции маньяков быть не может – менталитет не тот. Маньяки бывают только в Америке (про Чикатило молчите, а то и нас заподозрят). Воодушевленный этим откровением Натан мчится за океан, где ему показывают выставочный образец местного маньяка, рассказывают страшные истории, и вскоре, благодаря межполицейской солидарности, имя предполагаемого потрошителя уже установлено. Вы будете смеяться, но это оказался культурный атташе американского посольства. Мало того что янки, так еще и в шляпе, гад. Интеллиге-енция... Но до финала еще далеко. Некие силы не дают делу ход. Грязные политиканы, грязные методы, двойные стандарты... Куды честному копу податься?! Но ведь профессиональная честь превыше всего, и Натан со своим юным напарником Филипом (Фредерик Дифенталь – бывший бестолковый полицейский, дружок бессоновского таксиста) ставят на маньяка капкан, а в качестве приманки подсаживают юную полицейскую красотку, в роли которой снялась Кьяра Мастроянни, дочь звездной пары Катрины Денев и Марчелло Мастроянни. Ну, а поймали или не поймали, кому интересно, сам посмотрит. Там, кстати, все непросто получилось, не без проблем.
Когда этот фильм привозили зимой на фестиваль французского кино, все французские официальные лица на вопросы о демонизации Штатов дружно посмеивались и говорили о "художественном вымысле". Скорее всего, у Алена Берберяна действительно не было задачи воспитать в соотечественниках устойчивую янкофобию, скорее всего, действительно художественный вымысел, причем вымысел вполне объяснимый и логичный. Несмотря на то, что режиссер считает свое детище продолжением традиций французского "film noire", невооруженным взглядом видно, насколько педантично следует он канонам классического англо-американского триллера. Если бы картина не была настолько угрюма, ее, пожалуй, даже можно было бы принять за пародию. Отсюда и идея дать серийному убийце паспорт гражданина США – ведь это же плоть от плоти американского кинематографа, ему даже в президенты баллотироваться можно, по факту рождения.
Подытоживая: "Шесть" – это стилизация. Старательная и правильная, местами вполне эффектная, но, на мой взгляд, далеко не блестящая. У авторов, к сожалению, не хватает остроумия, а без него стилизация быстро скатывается к подражанию.
Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Кодак-Киномир", "Киноцентр" и "Художественный".