Тайны Таро, или Сам себе психотерапевт

Читать в полной версии →
Говорят, что карточные сюжеты соответствуют архетипам коллективного бессознательного К.Г. Юнга, то есть отражают совокупность социального и культурного опыта всего человечества за время его существования

Пишут, что гадание опасно для жизни и здоровья – как гадателя, так и его клиента. Клиентам грозят мастит, мастопатия, остеохондроз и гипертония. А гадалкам – бесплодие, выкидыши, раковые опухоли и кровоизлияния в мозг. Какой ужас! Но вот что удивительно – все равно гадают! Причем чем дальше, тем упорнее и самоувереннее: поток желающих расстаться с деньгами не только не иссякает, но увеличивается. В моде и в ходу всевозможные гадательные системы и приемы, от местных до заграничных, от древних до новоизобретенных, от сложнейших до примитивных. В "Воскресении" Толстого один судейский загадал: если число шагов до кресла будет делиться на три, то все будет хорошо (не помню уж точно, что именно). Шагов получалось 26, но последний он поделил на два, и вышло 27 – нужное число! Но это как раз примитивно – а вот попробуйте-ка погадать на картах Таро!

О картах Таро написано уже так много, как только может быть написано о предмете таинственном и, соответственно, допускающем множество истолкований. Чем больше пишут – тем таинственней Таро. Действительно, что такое Таро? Гадальный инструмент? Мифологическая система мира, зашифрованная в картинках? Оккультный код для тайного знания? И что это за знание такое, кем, когда и где оно зашифровано? Проблема происхождения Таро особенно любопытна и чрезвычайно далека от решения, а ведь именно от ее решения зависит интерпретация смысла символики Таро. Кому только не приписывают изобретение Таро!

По одной из версий, рьяно поддерживаемой известным оккультистом Папюсом, Таро принесли в Европу цыгане. Однако нет никаких свидетельств, что цыгане использовали Таро до XX века: их излюбленным инструментом была хиромантия, а позднее – обычные игральные карты. Другая версия, не менее фантастическая и сугубо таинственная, говорит о том, что Таро появились в Древнем Египте: эзотерическое знание, понятное только посвященным, было зашифровано жрецами для передачи последующим поколениям. Колода в виде 78 золотых пластин хранилась якобы в Александрийской библиотеке и чудом уцелела при знаменитом пожаре. Другой вариант легенды говорит, что предвидевшие пожар мудрецы решили спасти бесценное знание и с этой целью сокрыли его в форме карточной игры – порок гораздо живучее добродетели, а азартную игру уничтожить сложнее, чем любую книгу. Решение, достойное уст Соломона. Те, кто принимает эту версию происхождения Таро, утверждают, что 22 изображения Старших Арканов описывают путь солнечного героя (Осириса), от самой нижней точки мира (под землей, в царстве мертвых, которой соответствует полночь и самый короткий день в году – аркан Повешенный) до вершины пути – солнечного трона (летнее солнцестояние и зенит). Естественно, это также и восхождение от просто тайны к глубочайшей тайне, к высшему познанию и победе над злом.

Другие авторы говорят о китайском происхождении Таро, и их версия как будто подтверждается исторически. Действительно, карты в Китае появились в VII-VIII веках, и они представляли собой обучающую игру: в верхней части карты помещалась цитата из пьесы, а в нижней – сценка, иллюстрирующая цитату. Играющим следовало верно соединить текст и иллюстрации. В XII веке в Китае появились и игральные карты в виде колоды из 36 карт, разбитой на 4 масти, которые использовались и для гадания. Однако они не имеют ничего общего с Таро. Все прочие древние культуры также удостоились чести покрасоваться в качестве прародины Таро – в их числе называли и Индию, и Вавилон, и даже Атлантиду. Но самую туманную гипотезу высказала Е. Блаватская, заявив, что Таро "родилось в таинственной области, определить местонахождение которой никто не смеет и которая вызывает чувство безнадежности у географов и христианских теологов, – области, в которой Брахман поместил свою Кайласу, гору Меру и Памир Парвати (мифические горы, обиталища богов.К.С.)". И совсем уж курьезным является предположение, что карты изобрел один аббат, чтобы с помощью высшей мудрости вернуть разум одному из французских королей, который страдал слабоумием, – аббат явно опередил свое время, выступив в роли педагога-дефектолога.

Однако, как ни курьезен анекдот про аббата, европейское происхождение Таро, по-видимому, склонно ныне признать большинство оккультистов. Таро возникло в северной Италии в начале XV века, утверждают они. Первые игральные карты, реально напоминающие Таро, – это колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом. Она была изготовлена известным художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. Наиболее ранние названия изображений Таро – итальянские, хотя этимология самого слова "Таро" ( "tarot") остается загадкой. Одно из любопытных умозаключений насчет происхождения и трактовки значений Таро сообщает, что изобретателями карт были тамплиеры. Изображения Старших Арканов являются зашифрованной тамплиерской ересью: разогнанный в начале XIV века, орден храмовников продолжал тайную деятельность и, в целях конспирации, закодировал свою доктрину в изображениях. Между прочим, всплеск интереса к картам Таро в XVIII веке совпадает с реставрацией тамплиеров и их слиянием с масонами. Еще одно доказательство – отсутствие в картах образа Христа, божественность которого еретики-тамплиеры не признавали, в то время как все остальные изображения имеют вполне европейские корни и символику. В европейском искусстве можно обнаружить рисунки, практически идентичные каждому из образов Таро; в других культурах столь точных аналогов не найдешь. Например, в Таро широко используется аллегорический рисунок, свойственный алхимической литературе эпохи Возрождения. В картах встречается множество христианских образов и атрибутов: в старых колодах Папесса (Старший Аркан II) нарисована в монашеской рясе, в короне, с крестом и книгой в руках – эта аллегория традиционно изображала истинную христианскую церковь; на карте Мир (Старший Аркан ХХI) мы можем увидеть символы четырех евангелистов. Одним словом, Таро – продукт европейского средневековья; да и то сказать: не могла же столь мощная культура, как европейская, оставить себя без интуитивно-магического, образного толкования мира! Не за всеми же тайнами отправляться на Восток!

Нет никакой надежды разобраться с Таро, если не знать, что существует несколько вариантов колоды и каждый влиятельный "тароист" обязательно изобретает новую или перетасовывает старую, меняя порядковые номера арканов. Например, в 1856 году Элифас Леви украсил карты древнееврейскими буквами, усмотрев параллель между Таро и Каббалой. Артур Эдвар Уэйт в 1908 году написал книгу "Ключ к Таро" и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовил новую колоду Таро, где номерные карты (Младшие Арканы) были иллюстрированы – таким образом пользователю этой колоды как бы навязывалось уже готовое толкование. Позднее этот самый Уэйт руководил орденом "Золотая Заря", имевшим оккультистски-профашистское направление: многие его члены были вдохновителями нацизма. Небезызвестный мистификатор Элистер Кроули, который еще в юности порождал явления полтергейста в родительском доме, во время второй мировой войны написал свою "книгу Тота" (связывая Таро с учением Гермеса Трисмегиста) и изготовил соответствующую колоду Таро.

Одним словом, вокруг Таро намешано столько всего дурно-мистического и грязно-политического, что и браться за них как-то страшновато. Особенно после грозных предупреждений об ужасных заболеваниях, преследующих любителей заглянуть в будущее. Однако что же делать? Эпоха, в которой мы живем, имеет (как, впрочем, и все предшествующие) две стороны: деятельный прагматизм и не менее деятельное стремление проникнуть внутрь, вглубь и ввысь, или в тайники души и мира. Многие, очень многие не выдерживают жесткой линии практического меркантилизма: кроме хлеба насущного хочется порой отведать еще чего-нибудь этакого. Чего же? Да вот хоть погадать, повысят в должности или нет: опять же, тайна в этом гадании и некоторая надежда на чудо, а также на то, что есть высшая сила, которая справедливо рассудит и – будем надеяться! – вознаградит за труды. Или хотя бы что-нибудь присоветует. Все это хорошо и правильно, и вполне в духе противоречивой человеческой натуры, а потому, как я думаю, нужно точно знать, чего ты хочешь и ждешь от символической системы описания мира, каковой является Таро (так же, как руны или гексаграммы И-цзин).

Говорят, что карточные сюжеты соответствуют архетипам коллективного бессознательного К.Г. Юнга, то есть отражают совокупность социального и культурного опыта всего человечества за время его существования. Архетипы – это всеобщие оптимальные схемы поведения, передающиеся по наследству (через мозговые структуры); в реальной жизни человека они наполняются конкретным значением. То есть каждый по-своему их воспринимает и реализует. С другой стороны, архетипы – это некие собирательные образы (сродни мифологическим), общезначимые для человеческой психики, которые и воплощены в персонажах Таро. Архетипы неосознанно определяют наилучшую (экономную и целесообразную) тактику поведения человека в любой ситуации. Здоровье архетипов = психическое здоровье человека = успех в жизни. Соответственно, болезнь архетипов – это причина неудач. Болезнь эта выражается, прежде всего, в неправильном восприятии себя по отношению к окружающему (завышенная или заниженная самооценка или несоответствие между идеальным, желаемым Я и тем, что ты из себя реально представляешь, и т.п.) Здесь же скрывается причина стрессов и неврозов – чумы XX века, перешедшей по наследству в век XXI. Если принять, что Таро – не темная магия, а архетипы европейского образца, то можно использовать их в качестве психотерапевтического инструмента. Например, для снятия и предупреждения стрессов.

Вообще, я думаю, знать о будущем бессмысленно и даже вредно. А кроме того, невозможно. Главная же мудрость человека, которую таинственно прячут эзотерики под тенью на плетне всевозможной символики, – это умение жить в согласии с самим собой и с миром. Так что, отказавшись от мысли узнать по картам о назначении на новую должность, можно попытаться понять, готов ли ты к ней, соответствуешь ли ей и что нужно проделать (над собой), чтобы ее добиться. То есть с помощью Таро можно пообщаться с собственным бессознательным, и для этого даже не надо идти к гадалке или "тароисту". И вот почему: его интерпретация Арканов использует опыт его или других людей, но никак не ваш собственный. И никаким книгам, расшифровывающим значения Таро, верить тоже нельзя. Надо придать каждому изображению свое собственное толкование, понять его для себя, связав с собственными ассоциациями – тогда оно будет для вас значимо. Например, Повешенный (за ногу). У меня аркан ассоциируется с воспоминаниями детства, когда папа поднимал меня за ноги, а я самозабвенно визжала. Мир выглядел перевернутым вверх тормашками, странным и немного пугающим. Но интересным. Значит, этот аркан олицетворяет для меня особое состояние души: ощущение подвешенности, перевернутости мира, нереальности его и т.п. Если мы теперь обратимся к толкованиям этой карты другими людьми, то увидим множество совпадений – вот вам и архетип! Истолковав таким образом для себя каждое из изображений, можно попробовать какой-нибудь расклад. Таро позволит вам сосредоточиться на вашей проблеме и найти, может быть, неожиданное решение. Вытаскивая наугад карты, вы увидите свою проблему с разных сторон и найдете, поразмыслив, рациональный выход в ситуации, казавшейся безвыходной. Карты – это подсказка вашего подсознания. И главное здесь – не доверяться левым толкованиям, а поразмышлять самому. О себе. Это ли не интересно!

Да, пообщаться с собственным бессознательным – занятие приятное и увлекательное. В какой бы форме оно ни происходило, оно приносит пользу. Надо только быть честным с самим собой и не увиливать от неприятных выводов (как судейский у Толстого, обманувший себя лишним шажком). К тому же, раз вы не нарушаете законов Вселенной (по которым человек не может знать свое будущее), никакие болезни, приключающиеся от гадания, вам не страшны. А универсальность Таро позволяет воспользоваться любой колодой, главное – не придавать слишком много значения зауми астролого-числовых и философско-эзотерических интерпретаций. По-моему, путешествие в глубины собственного Я – лучшее в наше время средство для тех, кто взыскует жизни духовной. И с кем еще так пообщаешься, как с собой? И кто нам более интересен, чем мы сами? И где еще отыщешь Бога, как не в собственной душе (об этом еще Экхарт в XIV веке писал)? И, что парадоксально, но давно известно – познав себя, познаешь и других. Неудивительно – архетипы-то общие!

Катерина СТАСИНА |
Выбор читателей