Все от недостатка внимания: если б человеку вовремя сказали пару ласковых слов, возможно, он и не стал бы душить и резать одиноких девушек
Несется по прерии таинственный всадник – с визгом, с криком, с молодецким посвистом. Сверкает глазищами, пугает усищами, машет ручищами. Кто он, этот загадочный незнакомец, зачем скачет он и куда? Не знаете? Так это же Неуловимый Джо, тот самый, которого никто не ловит. А знаете, почему? Потому что всем на него наплевать. Все заняты собой. Это обидно до слез, и это основная проблема современного общества – людская отчужденность. Ходим мы толпами по большому городу, толкаемся и наступаем друг другу на ноги, а так чтобы зайти, выпить по двести и поговорить об Шостаковиче – где это все? Нет же этого. Особенно впечатлительные натуры и те, которые недополучили когда-то материнской ласки, от всеобщей замкнутости страдают и поступают в маньяки-убийцы. Ну, чтоб хоть как-то на себя обратить внимание, потанцевать с жертвой, рассказать ей пару анекдотов, поиграть в салочки с копом, поболтать с ним по телефону... То есть просто как-то по-человечески провести время, с людьми пообщаться. Правда, с жертвами знакомства обычно получаются мимолетные: жертвы по природе своей недолговечны, не очень разговорчивы и чрезвычайно эгоцентричны – все их мысли заняты лишь собственной судьбой, и настоящего внимания от них не дождешься. То ли дело коп. Особенно, если это твой персональный коп. О, это настоящий друг, ему все в тебе интересно, он мечтает о встрече с тобой годами. Классный парень. И так обидно, когда он вдруг уезжает. Всё бросает и едет, к примеру, в Чикаго. Знаться не хочет. Ловить не желает. Несчастный обиженный маньяк мчится за ним, начинает прыгать вокруг, строить рожи и кричать – ну давай, лови меня, давай, пусть все будет как раньше! А тот делает кислое лицо и отбрыкивается – уйди, мол, мальчик, поиграй с кем-нибудь другим.
В фильме "Наблюдатель", который 12 апреля выходит в московский прокат, обиженного маньяка играет Киану Ривз ("Матрица"), а утомленного жизнью копа – Джеймс Спейдер ("Секс, ложь и видео"). Тема, мягко говоря, не новая – отношения между убийцей и идущим по его следу сыщиком кинематограф уже пару раз исследовал. Особенно киношникам нравится идея про подсознательное стремление преступников к поимке и соседствующая с ним неуловимость. Герой Киану Ривза настолько страстно мечтает о том, как за ним снова начнет гоняться старый знакомый, что ведет себя просто по-хамски – играет с полицией в поддавки. Перед тем как убить очередную девушку, он ее фотографирует и посылает картинку приятелю. Мол, "иду на вы". Найдешь за день – ты выиграл, не найдешь – я с ней потанцую. Возможно, это новое слово в маньяковедении – сам по себе процесс убиения уже не дорог, дорого внимание. О девушках кричат по всем углам Чикаго, но находят редко – видимо, они недостаточно фотогеничны. Ривз, как честный человек, приходит и душит их струнами. Пацан обещал, пацан сделал. Что любопытно, чувствует он себя гораздо лучше сыщика – весел, румян, упитан, много шутит. Спейдер же, напротив, смотрит букой, жрет таблетки и спит в плаще. Но и на него совместные игры начинают оказывать благотворное влияние: появляются чистые рубашки и пропадает одышка. "Они нужны друг другу!" – делает открытие психоаналитик копа. Там такой своеобразный любовный треугольник: маньяк, сыщик и психоаналитик. Психоаналитики вообще сумели занять достойное место в американском кинематографе, к ним не ходили разве что гладиатор и Джеймс Бонд, а все остальные аккуратненько ложатся на кушеточку и выкладывают ритмично кивающей бесстрастной тетеньке всю подноготную. Как на исповеди, только лежа. И несчастный зритель тоже лежит плашмя и слушает про те самые проблемы современного общества и нечуткость к соседу по троллейбусу. Вам интересно про нечуткость? А про злого, но здорового маньяка и доброго, но больного копа? Пожалте тогда на сеанс. Все остальные – в сад, в сад! Воздухом подышите.
Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Варшава", "Художественный", "Киноцентр" и "Победа".