Новый фильм от создателя "бегущей Лолы": отчаянная история любви медсестры психиатрической больницы и сходящего с ума отставника
"Принцесса и воин" – слова из старой сказки, из рыцарского романа, из легенды. "Принцесса и воин" – последний (четвертый по счету) фильм Тома Тыквера, молодого немецкого режиссера, получившего всемирную известность после шумного успеха картины "Беги, Лола, беги". История стремительно несущейся по городу огненноволосой девушки стала объектом поклонения и подражания, Лолой желали казаться и респектабельный немецкий политик, и персонаж из рекламы газировки, и девушки с соседней улицы. Куда менее броской, хотя, по большому счету, не менее эффектной истории о "принцессе и воине", наверное, не стоит рассчитывать на такой же безоговорочный успех.
Сисси (Франка Потенте, та самая Лола) – медсестра в психиатрической больнице. Белый халат, белые носочки, неуверенная улыбка, какая-то почти кукольная осторожность в движениях. Все подведомственные пациенты к ней неравнодушны, из их чувств можно составить энциклопедию оттенков человеческой любви: от тихого обожания слепого мальчика-одуванчика, до истерической ненависти визгливой тетки. Она местный ангел и местная принцесса, исцеляющая страждущих прикосновениями. Только вот кто сказал, что ангелам нравится их жизнь? Жить чужими скорбями, безусловно, благородно, но принцессе хочется чего-нибудь более личного. Другой жизни хочется, своей. И однажды она встретила Бодо (Бенно Фурманн) – мускулистого человека в майке и мешковатых армейских штанах, с резкими движениями и дикими глазами, из которых обильно и неудержимо текли слезы. Бодо от кого-то удирал. Бодо отвлек внимание водителя грузовика, и грузовик сбил Сисси. Она лежала под днищем и умирала, потому что не могла дышать, но тут появился Бодо, прорезал ей трахею, и воздух с хлюпаньем устремился в легкие. Сисси посмотрела на Бодо и решила, что этот человек даст ей новую жизнь. Правда, сам Бодо так не думал – он сосредоточенно сходил с ума после того, как его жена сгорела при взрыве на бензоколонке, и не собирался возвращаться к нормальной жизни. У него была только одна цель: выйти однажды из того сортира на бензоколонке и увидеть жену в их общей машине, увидеть, что всё как раньше. Чтобы как-то вывести парня из этого состояния, любящий его брат планирует совместное ограбление банка, но всё идет не так, как задумано, и в итоге Бодо оказывается рядом с Сисси в её родной психушке.
Мне фильм понравился (долго думал, как бы выразиться поумнее, но вот ничего не придумал). Причем со временем нравится даже больше – у него очень сильное послевкусие, его интересно вспоминать. Тыквер режиссер изобретательный, и в картине много остроумных находок, много красивых кадров и абсолютно шикарный, на мой взгляд, финал. Просто шикарный. Создав в первых эпизодах атмосферу полной безнадежности, загоняя своих персонажей во всё более темный угол, режиссер в итоге щедрой рукой раздал всем (даже тем, кого не существует) сестрам по серьгам. Легко так и изящно. Ну, и, конечно, сами главные герои – образы получились вполне неординарные, одновременно сказочные и очень конкретные. Ведь название не врет: "Принцесса и воин" – это действительно романтическая сказка, или, точнее, легенда, и её герои тоже существа легендарные: прекрасная принцесса в заколдованной стране и зачарованный воин. Воин спас принцессу, принцесса расколдовала воина, они поселились в прекрасном замке на берегу моря и жили там долго и счастливо. Возможно, уместно здесь будет вспомнить о другой современной легенде (притче, сказке), о фильме "Рассекая волны" Ларса фон Триера. В сюжетах этих довольно много общего. В обоих фильмах внешне слабая женщина, не размышляя о последствиях, отчаянно борется за свое счастье, за своего суженого и в итоге побеждает. И в том и в другом случае вполне реалистично развивающийся сюжет получает сверхъестественное завершение. Правда, у Триера в итоге получилась настоящая трагедия, с большой буквы "Т", а Тыквер, видимо, обладая гораздо большим оптимизмом, закончил историю хэппи-эндом. В итоге, несмотря на некоторую жесткость (одно поедание слепым пареньком лампы дневного света на почве несчастной любви чего стоит), фильм получился вполне жизнеутверждающим.