***
Обвинительная палата Женевы, являющаяся контрольно-надзорным органом страны, сегодня Yтром должна была огласить свое решение либо о временном освобождении госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Павла Бородина, либо о продлении предварительного заключения на три месяца. По оценкам экспертов, шансы выйти на свободу или остаться в Шан Доллоне были примерно равны.
Изменения меры пресечения добивались адвокаты, тогда как прокурор высказывался за продление содержания в следственной тюрьме. Напомним, что прокуратура Швейцарии предъявила Бородину официальное обвинение в получении взяток и участии в преступной организации.
Обвинительная палата во вторник в течение почти трех часов рассматривала ходатайство защитников. Адвокат Доминик Понсе, помимо чисто юридических доводов в пользу освобождения госсекретаря Союза России и Белоруссии, выдвинул следующий аргумент: Бородин занимает высокий государственный пост, и невозможно представить, чтобы он скрылся от следствия, не подорвав при этом своей репутации.
Сам Бородин не присутствовал на заседании Обвинительной палаты во вторник, поскольку с понедельника и вплоть до сегодняшнего дня находится в женевском госпитале.
Как сообщил генеральный консул РФ в Женеве Вячеслав Анисимов, состояние здоровья Бородина было стабильное и не внушало никаких серьезных опасений. По словам Анисимова, Бородин находился в палате для подследственных, куда он был переведен во вторник из палаты интенсивной терапии общего отделения по улучшившимся показаниям. Бородину проводился комплекс медицинских процедур. Никаких претензий ни по лечению, ни по содержанию в больнице у Бородина не было. Ранее высказанные просьбы бытового характера были полностью удовлетворены его адвокатами. О приезде родственников Бородин вопрос перед консульством не поднимал, сказал Анисимов.
При неблагоприятном развитии событий он должен был бы остаться в тюрьме на время следствия. И администрация тюрьмы, учитывая высокий государственный статус заключенного, готова была сделать для него некоторые исключения из общего режима. В частности, по словам Анисимова, "с тюремной администрацией была предварительная договоренность о доставке ему газет, поступающих в Женеву", кроме того, "он просил телевизор, и этот вопрос в принципе также был решен".
Однако, Обвинительная палата Женевы приняла сегодня решение о том, что госсекретарь Союза России и Белоруссии может быть освобожден под залог в 5 млн швейцарских франков (около $3,5 миллионов). Несмотря на болезнь, Бородин сам смог присутствовать на заседании Палаты.
Теперь он останется в тюрьме, но лишь до тех пор, пока залог не будет внесен в кассу Дворца правосудия Женевы. После внесения залога, который должен быть в наличных деньгах (гарантии в иной форме не принимаются), Бородин будет немедленно освобожден.
Как пояснил прокурор Бернар Бертосса, в случае внесения залога Бородин будет иметь возможность покинуть Женеву и уехать в Россию. Однако он будет обязан приезжать в Женеву по вызову следователя.
В настоящее время предпринимаются все возможные шаги, чтобы уже сегодня перевести швейцарским властям залог за освобождение Павла Бородина в соответствии с решением Обвинительной палаты Женевы. Этот вопрос должен быть решен в течение сегодняшнего дня, так как с пятницы по понедельник банки закрыты в связи с пасхальными каникулами.
Освобождение под залог применяется в том случае, если есть достаточные основания полагать, что обвиняемый или подозреваемый не скроется от следствия, не будет препятствовать установлению истины, и т.д. В этом случае с санкции прокурора или по решению суда может применяться залог в качестве меры пресечения.
В качестве залога можно передавать деньги, а также ценные бумаги, недвижимость и т.п. Залог может вносить само подозреваемое или обвиняемое лицо, а также любые физические или юридические лица. Важно только, чтобы эти лица знали о сущности уголовного расследования. Залог вносится на депозитный счет суда. Это делается для того, чтобы обеспечить явку по вызову человека, в отношении которого применен залог как мера пресечения.
Сумма залога определяется органом, который избрал эту меру пресечения, в соответствии с обстоятельствами дела. То есть, может быть обозначена практически любая сумма. Есть только нижняя граница залога. В России, например, она составляет 100 минимальных размеров оплаты труда. Если лицо, за которое был внесен залог, будет отклоняться от участия в следственных или судебных действиях, то тогда залог передается в доход государства (в данном случае Швейцарии). Это определяется только решением суда. Существует порядок вынесения подобного решения, который подразумевает возможность подачи апелляции.
Закон не требует от юридического или физического лица доказательств, что вносимые им в качестве залога деньги заработаны "честным путем". В случае обнаружения каких-либо новых существенных обстоятельств дела (например, выясняется, что подозреваемый совершил убийство или другое тяжкое преступление), отпущенное под залог лицо вновь может быть взято под стражу, при этом сумма залога полностью возвращается.
Залог полностью возвращается также после вынесения приговора, но может быть возвращен и раньше, если отпадают основания, по которым была избрана такая мера пресечения.
Средства для выплаты залога за освобождение Павла Бородина будут внесены по линии Исполкома Союза России и Белоруссии. Об этом РИА "Новости" сообщили в четверг хорошо осведомленные источники в правительстве России. Собеседник агентства подчеркнул, что сроки внесения залога будут определены швейцарскими властями. При этом, в соответствии с процедурой, сначала швейцарская сторона получит гарантии перечисления денег от официальных лиц в Исполкоме Союза России и Белоруссии, а затем будет оговорена сама процедура перечисления денег.
Генеральный консул РФ в Женеве Вячеслав Анисимов надеется, что залог за Павла Бородина поступит еще сегодня до 18:00 по женевскому времени (20:00 по московскому времени).
Кроме того, спикер Госдумы Геннадий Селезнев считает, что в ближайшее время может возникнуть вопрос о компенсации властями США и Швейцарии причиненного Павлу Бородину ущерба. Комментируя сегодняшнее решение судебных властей Швейцарии об освобождении Бородина под залог, Селезнев отметил, что оно было ожидаемым. "У нас не было оснований не верить нашей прокуратуре и самому Бородину в том, что он не совершал преступлений", в которых его обвиняет швейцарская прокуратура", - заявил Селезнев.