По словам сотрудников пресс-службы краевого УВД, обманывать потребителей "коммерсанты от фармацевтики" стали относительно недавно, с начала 2000 года. Сперва они работали "как все": закупали небольшие партии медикаментов, а затем реализовывали их с некоторой наценкой в аптеках Бийска. Однако такая деятельность, как оказалось, больших дивидендов не приносила. Пораскинув мозгами, директор Александр Конов (фамилия изменена) принял решение из обычных торгашей переквалифицироваться в... производители.
Для начала он за копейки приобрел партию медикаментов с истекшим сроком годности, после чего просто переклеил этикетки, указав на них новый срок годности лекарства. Теперь его можно было употреблять до 2003 года! И работа пошла. За несколько месяцев фирма Конова из мелкого перекупщика превратилась в довольно крупного оптовика. Крупные партии "освеженных" лекарств отправлялись уже не только в аптеки Бийска, но и Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск и другие города. О масштабах деятельности фальсификаторов можно судить хотя бы по тому, что каждый квартал они отправляли по различным адресам около 3 миллионов стандартов различных препаратов.
С одной стороны, на настоящий момент деятельность мошенников пресечена, производство закрыто. Но вот удастся ли изъять из продажи все просроченные лекарства? Скорее всего – нет, слишком уж большие партии реализовывали "мнимые" фармацевты. Больше всего этим вопросом озабочены медики и простые потребители.
Ровно год назад мне тоже "посчастливилось" столкнуться с поддельным лекарством. Аллергия весной – заболевание довольно распространенное, не смертельное, но чертовски неприятное. Глазки – как у кролика, красные, да еще и опухшие. Чихаешь приступами, раз эдак по 50 подряд. Новомодные кларитины и т.п. мне не помогают. А вот традиционный супрастин снимает приступ хотя бы на 3-4 часа.
В прошлом году весна подкралась как-то незаметно, поэтому и спохватилась я поздно: более предусмотрительные аллергики уже расхватали препараты. Пришлось, вооружившись тремя носовыми платками, носиться по аптекам. В одном из аптечных киосков мне повезло: последнюю упаковку супрастина-спасителя аптекарша вытащила буквально из-под прилавка. "Вот, оставила для постоянного покупателя, да вас жалко стало", – посочувствовала фармацевт.
Выпив для эффекта сразу две таблетки, я со спокойным сердцем отправилась домой. И... промучилась всю ночь. Привычный супрастин не помогал. Решив, что болезнь прогрессирует и надо искать какое-нибудь другое лекарственное средство, я за следующую неделю перепробовала весь список антиаллергенных препаратов. Безрезультатно! В одну из бессонных ночей, заливаясь слезами и прочим, я залезла в домашнюю аптечку и обнаружила таблетку в старой, купленной пару лет назад, упаковке супрастина. С горя выпила ее, и – чудо какое-то – через 15 минут приступ прекратился. А проданный сердобольной аптекаршей препарат так и не помог. Поэкспериментировав с несколькими упаковками этого лекарства, приобретенными в разных аптеках, я пришла к выводу, что совершенно одинаковые по внешнему виду таблетки имеют разный вкус и эффект. Точнее, некоторые из них страдания от аллергии не облегчают, так как являются самой настоящей подделкой.
В последнее время в России количество поддельных лекарственных препаратов резко увеличилось. Судите сами: если предприятиями контрольно-разрешительной системы Минздрава РФ на рынке фармацевтических средств в 1996 году была выявлена всего одна серия, в 1999 г. число фальшивок составляло 29 серий, то в 2000 г. – уже 105 серий фальсифицированных лекарств. По словам замминистра здравоохранения РФ Антона Катлинского, "количество зарегистрированных случаев фальсификации лекарств в России с 1999 года увеличилось более чем в 10 раз. Более 60% обнаруженных фальсификаций приходится на отечественные препараты". Тем не менее, "российский фармацевтический рынок остается "белым", поскольку фальшивки составляют лишь 3,5% от общего количества лекарственных средств", отметил замминистра.
Фальшивки, как свидетельствует Минздрав РФ, "очень хорошо изготовлены, на высоком уровне сделана полиграфия", поэтому распознать их можно только проведя химико-фармацевтический анализ. В то же время, добавил А. Катлинский, что если проблему не решать, то через год-два мы будем иметь низкопробные подделки, от которых люди будут умирать.
По словам главы Российской фармацевтической ассоциации Александра Апазова, чаще всего подделывают дорогостоящие и пользующиеся наибольшим спросом лекарства – иммуномодуляторы, кардиологические и гастроэнтерологические препараты, а также продукцию известных западных фирм, таких как ICN Pharmaceuticals, Inc, KRKA, Janssen-Silag, UPSA. Больше всего фальсификата, по данным фармацевтов, среди витаминных препаратов и биодобавок.
Фальсификаты делятся на несколько типов. Во-первых, это "пустышки", то есть препараты, в которых нет действующего вещества. Во-вторых, дешевые аналоги – лекарства, содержащие необходимые компоненты не в полном объеме или ненадлежащего качества. "Поддельные таблетки и микстуры могут сами по себе быть безвредными, но пациент, принимающий их, может умереть, так как необходимого лечения он не получит", – пояснил господин Апазов.
Правда, медики считают, что лекарственные препараты подделывают в основном на фабриках, – дескать, для того чтобы выпустить лекарство, надо иметь соответствующие условия. Увы! Как показывает практика, никаких особых тонкостей в этом деле нет.
Например, в марте подпольный цех по производству медицинских препаратов, расположенный в подвальном помещении овощного магазина в Киеве, обнаружили работники налоговой милиции Шевченковского района. Днем это было обычное торговое заведение. А по ночам в захламленном подвале с пораженными грибком стенами "умельцы" изготавливали сотни упаковок "Смекты" – популярного медицинского препарата (суспензии), который употребляют при заболеваниях органов пищеварения. Делали его очень просто: смешивали сахарную пудру с измельченной сухой глиной, просеивали смесь, затем с помощью специального устройства фасовали в пакетики и упаковывали в коробки с надписью "Сделано во Франции". Подвальное помещение арендовали уроженцы Азербайджана. Они же и организовали здесь подпольное предприятие, продукция которого реализовывалась с рук. Рентабельность цеха была просто фантастической...