Причиной проверки стал запрос депутата Госдумы Сергея Митрохина, сделанный на имя генерального прокурора Владимира Устинова: депутат требовал у прокуратуры "разобраться и пресечь противозаконные действия руководителей и сотрудников правоохранительных органов Новосибирской области в отношении Хадарина".
Стоит отметить, что на депутатский запрос Генпрокуратура отреагировала довольно быстро. Этот документ попал на стол Владимира Устинова в последних числах апреля. Поэтому (с учетом майских праздников) можно сказать, что прокуроры побили все рекорды, прореагировав на него к середине мая. К слову, адвокату Хадарина пришлось обивать пороги этого ведомства почти год. И то лишь для того, чтобы получить призрачные обещания разобраться в происходящем.
Дело бывшего финансового директора крупнейшего в России винно-водочного завода "ВИНАП" – одно из самых темных и грязных дел последних лет. Несмотря на то, что 23 марта этого года Железнодорожный суд Новосибирска признал его виновным по статье 228 УК РФ (транспортировка и хранение наркотиков), многие наблюдатели склоняются к мнению, что уголовное дело против Хадарина появилось с подачи генерального директора ОАО "ВИНАП" Юрия Верясова, желающего прибрать к рукам акции завода.
Криминальная прихватизация
Когда-то Сергей Хадарин и Юрий Верясов были, можно сказать, чуть ли не лучшими друзьями. Именно благодаря Верясову в 1995 году вернувшийся из Казахстана в Новосибирск мало кому известный связист Сергей Хадарин сумел получить должность финансового директора одного из самых крупных в России винно-водочных предприятий. И долгое время друзья были просто не разлей вода. До 1998 года. А точнее – до августовского обвала рубля.
Справка
Хадарин Сергей Владимирович, родился 25 января 1972 года в Новосибирске. Окончил Новосибирский институт связи. После окончания института работал по специальности. В 1995 году по приглашению генерального директора Юрия Верясова пришел на ОАО "ВИНАП" и проработал там по 13 июня 2000 года в должности финансового директора.
Причин для конфликта было две. Первая: Хадарин отказался участвовать вместе с Верясовым в "разделе" завода. А вторая – акции, принадлежащие семье бывшего финансового директора.
Как рассказывает сам Сергей Хадарин, первоначально они с Верясовым разошлись во взглядах на экономическую политику, которую должен проводить завод в условиях дефолта. По словам Хадарина, коллега фактически предложил ему "поживиться" за счет производства. Идея Верясова заключалась в том, чтобы вывести из ОАО самое прибыльное производство – пивное. И создать на его основе свой заводик. При этом Верясов якобы объяснял свое предложение тем, что завод все равно уже находится в глубокой финансовой "яме". Одновременно с этим, он также прелагал Хадарину набрать новых кредитов, что фактически посадило бы завод в еще большую "долговую яму". Хадарин эти предложения не поддержал. И предложил, наоборот, сначала погасить долги поставщикам и после этого начать закупку нового оборудования.
Основные разногласия начались чуть позже, в начале 1999 года, после того как взлетели цены на акции завода. Дело в том, что в период работы на "ВИНАПе" Хадарин приобрел пять процентов акций предприятия. Еще двенадцать процентов принадлежали владельцу фирмы "Шардоне" А.А. Баширову, родственнику Хадарина. В 1999 году стоимость одной акции с 0,01 копейки выросла до 2-3 рублей. В результате пакет акций, принадлежащих Хадарину, стал стоить под миллион долларов.
После этого, как утверждает адвокат Хадарина Александр Хромых, Верясов, видимо почувствовав себя ущемленным, стал требовать от своего финансового директора отдать ему все семнадцать процентов акций. Причем бесплатно. Хадарин, естественно, отказался. Борьба за акции продолжалась почти год. Ее итогом стало избиение Верясовым своего финансового директора. Сделано это было в рабочем кабинете, в присутствии заместителя Хадарина, некого Падчерова.
Сергей Хадарин обратился в милицию с просьбой возбудить уголовное дело против генерального директора "ВИНАП" за нанесение телесных повреждений. Однако в милиции ответили отказом.
А был ли кокаин?
Ответные действия со стороны генерального директора не заставили себя долго ждать. 18 июля 2000 года в 23 часа 45 минут Хадарин был задержан на одной из улиц Новосибирска сотрудниками Западно-Сибирского РУБОП. Во время личного досмотра, согласно протоколу, у него обнаружили "фармацевтическую капсулу с содержимым в виде порошка белого цвета". Той же ночью Хадарина освидетельствовал врач-нарколог, который не обнаружил не только признаков наркотического опьянения, но и вообще признаков употребления наркотика. Однако 19 июля в материалах дела вдруг появляется справка об исследовании №Н-3965, согласно которой эксперт Зайко исследовала "пластиковую бесцветную прозрачную капсулу, обмотанную липкой лентой типа "скотч", и обнаружила в ней кокаин.
Как показали впоследствии сотрудники Западно-Сибирского РУБОП, проводившие задержание Хадарина, никакой липкой ленты на капсуле не было. То есть протокол, на котором основывались доказательства обвинения, скорее всего был "липой". Или же на экспертизу попала вовсе не ампула, изъятая у бывшего финдиректора "ВИНАПа".
Адвокат Хадарина утверждает, что вся эта наркоистория была состряпана по распоряжению бывшего лучшего друга его подзащитного Юрия Верясова. И вовсе не важно, какую именно капсулу исследовали эксперты, так как ампула с якобы наркотическим веществом была подложена Хадарину во время досмотра теми же РУБОПовцами.
– Ампулу в карман брюк Хадарину подложили сами РУБОПОвцы, – рассказывает Хромых. – Понятыми выступали бывшие сотрудники того же РУБОПа. Затем ее тут же изъяли и на основании этого сфабриковали дело о незаконном приобретении и хранении наркотиков. После этого, чтобы на суде было как можно больше доказательств, провели еще один обыск, на квартире у Хадарина. И там тоже подложили наркотик, но уже в нагрудный карман пиджака. То, что наркотические вещества Сергею Хадарину были подложены, доказано экспертизой, проведенной ЭКО Западно-Сибирского УВД на транспорте. Зачем это было нужно? Ответ прост – чтобы Верясов смог получить акции "ВИНАПа", имеющиеся у Хадарина и у его родственника. С момента задержания моему подзащитному постоянно угрожали и требовали подарить все акции Верясову в обмен на свободу. Когда в результате многочисленных обращений защиты прокуратура Новосибирской области в лице заместители прокурора Лебедева дала прокурору Новосибирска Шилохвостову указание о немедленном изменении меры пресечения Хадарину, в дело включились друзья Верясова в ФСБ по Новосибирской области, направившие в прокуратуру справку-меморандум со ссылками на неизвестные источники, якобы сообщавшие о стремлении Хадарина выехать из России.
Окончание следует