На обвиняемого в шпионаже заключают пари

Читать в полной версии →
Процесс по делу Игоря Сутягина, обвиняемого по статье 275 УК РФ (государственная измена в форме шпионажа), начинает превращаться в бесплатный цирк из-за постоянного переноса судебных заседаний

Процесс по делу Игоря Сутягина, обвиняемого по статье 275 УК РФ (государственная измена в форме шпионажа), начинает превращаться в бесплатный цирк. В ближайший понедельник, 21 мая, в Калужском областном суде должны возобновиться слушания по делу сотрудника Института США и Канады Российской академии наук (ИСКРАН). Однако из-за постоянных переносов судебных заседаний по ходатайству адвокатов обвиняемого в калужских правоохранительных органах уже начинают сомневаться, что суд когда-нибудь сможет добраться до существа дела. Ситуация стала настолько абсурдной, что в коридорах прокуратуры и УФСБ по Калужской области стали заключать пари на то, какой новый ход придумают адвокаты Сутягина, чтобы сорвать очередное заседание.

У калужских прокуроров и спецслужбистов есть все основания подозревать, что слушания опять могут перенести. Процесс по делу Игоря Сутягина начался еще 26 декабря 2000 года. Однако к настоящему моменту судьи успели заслушать лишь обвинительное заключение. Остальное время они занимались тем, что рассматривали ходатайства адвокатов о переносе слушаний. В общей сложности судебные заседания переносились уже пять раз. И каждый раз складывалось впечатление, что адвокаты просто пытаются затянуть судебный процесс.

Два раза защита попросила перенести заседание в связи с появлением новых адвокатов, которым требовалось время для ознакомления с материалами дела. Правда, как выяснилось впоследствии, время, отведенное им для этого, они использовали совсем в других целях. В частности, как жаловались в прокуратуре Калужской области, третий адвокат Игоря Сутягина, Анна Ставицкая, тянула с прочтением материалов почти месяц. Зато вместо изучения томов уголовного дела она в тот период вела активную общественную деятельность. Например, участвовала в организации съезда правозащитников, который состоялся как раз накануне третьего заседания суда. Кстати, на съезде в качестве почетных гостей присутствовала семья "жертвы ФСБшной шпиономании" Игоря Сутягина.

Одновременно с этим защита развернула активную пропагандистскую деятельность в поддержку заведующего сектором Института США и Канады. Сначала в Интернете появился сайт, посвященный делу Игоря Сутягина, на котором были вывешены открытые письма российских и западных ученых и правозащитников. А затем адвокаты стали брать приступом средства массовой информации, забрасывая накануне судебных заседаний электронные ящики криминальных отделов "анонсами", в которых напористо, не жалея "бумаги", доказывали, что Сутягин – жертва шпиономании ФСБ. В результате на страницах СМИ появился целый шквал публикаций в защиту "бедного ученого".

Калужское УФСБ и прокуратура, в свою очередь, предпочитали отмалчиваться и высказываться лишь во время судебных заседаний. Которые, кстати, были закрытыми. Поэтому большая часть информации об этом деле в СМИ поступала в основном от адвокатов и семьи Сутягина. Хотя кое-какие обрывочные данные правоохранительные органы все же обнародовали. Из них стало известно, что предъявленное Сутягину обвинение было связано не с его непосредственной рабочей деятельностью на должности заведующего сектором Института США и Канады РАН, а с подработкой на иностранную коммерческую организацию под названием "Альтернатив Фьючерс", которая являлась "крышей" одной из разведслужб США. Этой организации Сутягин за денежное вознаграждение передавал информацию о состоянии и боеготовности российских ядерных вооружений и систем предупреждения о ракетном нападении, а также тактико-технические характеристики ряда систем вооружений России. Но естественно, что после большой кампании в защиту Сутягина на общественность эти факты уже не произвели впечатления, и многие стали склоняться к мнению, что в России действительно началась "охота на ведьм".

В общем, создается впечатление, что адвокаты Сутягина вместо того, чтобы заниматься юридической защитой своего подопечного, решили выиграть процесс при помощи банального пиара и давления на суд при помощи общественного мнения. Конечно, не исключено, что защита действительно столь основательно готовилась к "битве" и потребовалось три адвоката и несколько месяцев на прочтение материалов дела. Однако верится в это с трудом. Особенно если учесть, что в последнее время дважды был использован уже другой предлог для перенесения судебных слушаний – болезнь главного адвоката Сутягина Виктора Васильцова.

Выбор читателей