Энергетику поделили. По модели Чубайса

Читать в полной версии →
Будущее ожидаемых реформ в энергетике, равно как и в других естественно-монопольных и прочих экономических сферах, выглядит достаточно призрачным

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. Обращаясь к наиболее значимым экономическим событиям минувшей недели, наш взгляд неминуемо падает на полную драматизма историю, разворачивающуюся вокруг реформирования энергетики. Данная тема уже более года остается предметом жарких баталий, а также предметом для разного рода спекуляций. Как известно, первая модель реструктуризации энергетической отрасли была разработана достаточно давно высшим менеджментом РАО "ЕЭС" во главе с Анатолием Чубайсом. Хорошо известно, что до последнего времени эта схема встречала достаточно жесткое сопротивление практически на всех уровнях, причем зачастую не столько из-за неприятия каких-либо ее положений, сколько из-за одиозности ее главного автора. Многочисленные эксперты и СМИ уделили много внимания всем перипетиям подготовки реформы и основным этапам ее проведения (что, к сожалению, не говорит о формировании единого мнения по данному вопросу). По этой причине мы не будем в очередной раз возвращаться к ее базовым принципам, в надежде, что они уже давно всем известны. Обратим внимание только на самые последние события, которые, по-видимому, можно считать неким промежуточным итогом затянувшегося процесса. В минувшую субботу правительство РФ в общем одобрило проект основных направлений реформирования электроэнергетики, предложенный Минэкономразвития РФ, – об этом заявил на брифинге по итогам заседания правительства министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф.

Как известно, на рассмотрение был вынесен вариант программы реформирования отрасли, подготовленный Минэкономразвития и построенный на базовых принципах, заложенных еще Анатолием Чубайсом. С конкурентными предложениями выступила рабочая группа Госсовета во главе с губернатором Томской области Виктором Крессом. Предложения этой группы были рассмотрены, в том числе и самим президентом, но это не помешало одобрению правительством варианта, предложенного ведомством Германа Грефа. Глава Минэкономразвития апеллировал к сближению позиций сторон и возможности дальнейшего согласования спорных моментов с учетом предложений группы Госсовета. Основное разногласие, по словам Грефа, заключалось в том, что "мы не можем согласиться с передачей контрольного пакета акций в дочерние АО вместе с сетями". Чтобы не нагнетать напряженность, министр заявил, что на подготовительном этапе реформирования отрасли будут учтены предложения рабочей группы.

Итак, программа реформирования электроэнергетики в редакции Министерства экономического развития и торговли одобрена правительством "в целом". По словам Грефа, кабинет министров одобрил план "плавного и непротиворечивого, подконтрольного правительству реформирования электроэнергетики". В течение месяца проект будет доработан рабочей группой с участием представителей Госсовета РФ и Минэкономразвития, после чего его представят на подпись Михаилу Касьянову. Рассмотрим основные принципы, согласно которым должна будет идти реформа энергетической отрасли.

Первый этап реформирования электроэнергетики продлится до 2004 г. В ходе этого этапа из системы РАО "ЕЭС" будут выделены федеральные электростанции, 100%-но дочерние генерирующие компаний, являющиеся самостоятельными участниками оптового рынка электроэнергии. Отделение генерирующих мощностей от РАО "ЕЭС России" будет происходить поэтапно.

В ходе процесса реформирования в целях стимулирования конкуренции на рынке должны быть созданы механизмы, ограничивающие доминирующее положение генерирующих компаний на рынке электроэнергии, включая разделение или прямое государственное регулирование.

В сфере электросетевого хозяйства также намечены серьезные структурные изменения. Согласно плану Минэкономразвития, предполагается создать контролируемую государством, "Федеральную сетевую компанию" (ФСК) и передать ей все магистральные сети электропередачи.

ФСК должна стать элементом инфраструктуры энергетики, отделенным от коммерческого сектора. Эта компания будет обеспечивать передачу электроэнергии и поддержание общего баланса мощности, а также гарантировать равноправный доступ на рынок электроэнергии всех его участников. Оплата услуг ФСК по передаче электроэнергии будет осуществляться в соответствии с решениями государственных тарифных институтов. На первом этапе реформирования ФСК создается как 100%-но дочернее предприятие РАО "ЕЭС". В дальнейшем контроль над ней перейдет непосредственно государству, через увеличение его доли в уставном капитале компании.

Электрические сети региональных энергетических компаний (АО "Энерго") также предполагается выделить в их дочерние АО, а затем преобразовать в дочерние общества ФСК. Регулирование деятельности сетевых компаний остается за государством.

Третьим ключевым элементом новой концепции электроэнергетики станет создание на базе РАО "ЕЭС" единого государственного системного оператора электроэнергетики, выполняющего диспетчерские функции. Этот Системный оператор будет создан как 100%-но дочернее предприятие РАО "ЕЭС", на базе его Центрального диспетчерского управления и объединенных диспетчерских управлений РАО. В его задачи будет входить контроль и согласование действий всей энергетической системы.

Деятельность Системного оператора будет контролироваться, а оплата его услуг – регулироваться государством.

В дальнейшем, после разделения нынешнего энергохолдинга на сферы генерации и сетевой деятельности, программа Минэкономразвития допускает слияние Системного оператора с Федеральной сетевой компанией.

Окончание следует

Максим Легуенко |
Выбор читателей