В уголовной практике различается два основных способа лишения граждан их автотранспортных средств: угон и кража. В первом случае злоумышленниками, как правило, становятся подростки от десяти лет и выше. Пацаны и девчонки, разгоряченные алкоголем или иной дурью, вскрывают первую попавшуюся машину, чтобы "покататься". Ездят они не слишком долго. Либо до первого милиционера, либо до места очередной "тусовки", где и бросают ставшее ненужным авто. Там оно может простоять сколь угодно долго, если, конечно, местные жители не сообщат о бесхозной машине в отделение. Правда, за время такой вынужденной стоянки автомобиль может лишиться некоторых своих деталей: кулибины заимствуют – естественно, безвозмездно – зеркала, колеса, стекла и проч. И все же в этом случае шансы вернуть своего железного коня, пусть и охромевшего, у вас есть. Впрочем, и защитить машину от угона дело не совсем бесперспективное.
Дело в том, что угоняют чаще всего модели недорогие, весьма и весьма подержанные. Наши или заграничные – все равно. Согласитесь, какой подросток рискнет залезть, скажем, в "Гранд-Чероки"? А вот в какую-нибудь "копейку" – пожалуйста. Как показывает практика, достаточно установить на такое недорогое транспортное средство какую-нибудь примитивную сигнализацию-шумелку, и она отпугнет покусившихся на машину пацанов. С тем же успехом можно использовать блокираторы на руль и тому подобное. Эти же меры предосторожности можно порекомендовать использовать владельцам старых моделей "Мерседесов", "БМВ" и "Ауди". Не секрет, что парк импортных машин большинства российских городов составляет в основном именно эта категория транспортных средств. "Полетевшие" детали заменить сложно. В салонах одна новая железяка обойдется в половину стоимости, уплаченной за машину. Проще угнать такую же, стоящую в каком-нибудь дворе, и снять с нее все нужное.
Сложнее дело обстоит с престижными дорогостоящими автомобилями. Они становятся объектами уже не угонов, а краж. Занятие это по силам не распоясавшимся подросткам, а устойчивым преступным группам. Кстати, по уровню доходов этот бизнес занимает в нашей стране четвертое место, уступая лишь торговле оружием, наркотиками и антиквариатом. Злоумышленников привлекают не только немалые барыши, но и относительная безнаказанность. Дело в том, что доказать факт кражи нелегко. Даже застигнутый на месте преступления вор всегда может откреститься от своего истинного умысла. Дескать, я залез в машину, только чтобы покататься. А воровать – что вы, ни в коем случае! И возбуждается дело по факту угона. А за это преступление наказание невелико. Максимум год-два лишения свободы, а если повезет, можно отделаться и условным сроком, а то и вовсе штрафом.
Количество таких преступных групп в российских мегаполисах огромно. Только в прошлом году и только на территории Москвы подразделениями криминальной милиции их было обезврежено около сотни. Часть похищенного ими транспорта возвращена владельцам. Но свято место пусто не бывает, и на смену приходят новые похитители. В подобных группах существует строгое распределение труда, включающее четыре звена: заказчик, перебивщик (тот, кто перебивает номера), учетчик (ставящий машину на учет в ГИБДД) и сбытчик, он же барыга. Эти сообщества, как правило, интернациональны. Так, в прошлом году была обезврежена так называемая "ингушская группа", в которой к названной нации принадлежал лишь один человек. Остальные трое представляли другие народы бывших союзных республик. Технология завладения транспортом у "ингушей" была весьма оригинальной. По фальшивому паспорту преступник заказывал в какой-нибудь фирме две дорогие иномарки с водителями, якобы для свадьбы. Снималась на один день квартира. В указанный час к подъезду дома подъезжали машины, в них садились шумные разнаряженные "гости" и разъезжались в разные стороны: за женихом и невестой. Стоит ли говорить, что в ближайших подворотнях водителя выкидывали из автомобиля и "свадебная процессия" исчезала в неизвестном направлении?
Похищенные авто почти никогда не остаются в регионе своего последнего пребывания. Для начала преступники завозят их в так называемые "отстойники" – съемные гаражи в глухих местах. Сколько машине суждено "отстаиваться", зависит от разных обстоятельств. В среднем – от нескольких дней до нескольких месяцев. Кто-то из преступников за ней приглядывает: не дай Бог, милиция пожалует. Когда страсти поулягутся, пройдут "перехваты", транспорт спокойно перегоняют в другой регион, откупаясь от не в меру любопытных "виртуозов жезла и свистка" на стационарных постах ДПС.
Потенциальными жертвами краж становятся дорогие иномарки и отечественные машины последнего года выпуска. Завладевают либо просто приглянувшимся транспортным средством, либо тем, которое подходит под специальный заказ. К примеру, у заказчика уже есть документы на машину (фальшивые ли, настоящие ли, оставшиеся от разбитого или сгоревшего средства), и нужно подобрать под них авто.
По утверждению специалистов как в области краж, так и в области борьбы с ними, если вашу машину "заказали", никакие сигнализации ее уже не спасут. Вы просто выбросите на них деньги. Самый распространенный способ хищения транспорта – использование хорошего сканера. Изготовляются эти чудеса техники кустарным путем большей частью в Польше, Германии и Прибалтике. В тот момент, когда вы ставите машину на сигнализацию, сканер считывает код, после чего завести машину не составит большого труда. Допустим, вы ставите железного коня в охраняемый гараж. Но и это не помеха для преступников. Во-первых, сторож может заснуть, его можно напоить, в конце концов просто припугнуть. Во вторых, заднюю стенку гаража запросто можно разрезать сваркой. Утречком вы приходите за своей любимицей, а там как в кино: внутри пусто, а замок-то целый. Другой вариант. Вы устанавливаете на замок зажигания специальный чип, и завести машину, не введя известного только вам пароля, невозможно. В этом случае преступники изберут другую тактику: разбой. Средь бела дня вам приставят к горлу нож или к виску пистолет и потребуют освободить водительское кресло. Если вы предельно осторожны, не оставляете ключей в замке зажигания, сидя в машине, плотно закрываете все двери и стекла, вас могут выманить хитростью. Спровоцируют несчастный случай, аварию, и вы, забыв о предосторожности, выйдете из машины. Либо поступят иначе. Не мудрствуя лукаво привяжут к выхлопной трубе вашего авто консервную банку. Во время движения вы услышите неприятный звук, естественно, остановитесь, выйдете из машины. Этого-то и добиваются злоумышленники. Они хорошо изучили людскую психологию и знают, что в подобных ситуациях редко кто глушит двигатель. Ваша машина стремительно умчится в неведомую даль как раз в тот момент, когда вы будете отвязывать банку. Чаще всего жертвами разбоев становятся женщины. Оно и понятно, припугнуть их значительно проще, чем какого-нибудь верзилу-нувориша. В большинстве случаев преступники не осуществляют своих угроз в отношении водителей. Они люди не кровожадные, горло не перерезают, в висок не стреляют. Могут разве что оглушить немножко, усадить на заднее сиденье, чтобы где-нибудь вдали от глаз людских выбросить из машины. И все же сопротивляться им могут позволить себе только очень рисковые люди. Хотя большинство преступников этого рода уважают воровские законы и не идут на "мокруху", попадаются и отморозки. Кстати, последние могут и не перегонять тачку в другой регион, а кататься на ней там, где похитили. Эти чаще всего и попадаются.
Какова же судьба машин? Если у них перебиты номера, есть шанс, что рано или поздно инспектор ГИБДД или сержант ППС обнаружит сей факт и задержит водителя и авто. Это будет сделать труднее, если вварена целая панель. Только очень опытный милиционер может отличить заводскую сварку от кустарной. Но вероятнее всего автомобиль будет задержан во время прохождения техосмотра или постановки на учет в ГИБДД. Дальнейшая судьба машины может быть различной. Если номера просто перебиты и можно прочитать первоначальные, устанавливают владельца и возвращают ему его собственность. Если такой возможности нет, средство остается на руках последнего владельца, при условии, что он добросовестный покупатель (то есть не знал, что приобретает ворованную машину). А покупатели действительно чаще всего оказываются добросовестными с точки зрения закона. С точки же зрения воров они – лохи. И как же не повезет такому лоху, если будет установлен истинный владелец транспорта. Он останется и без машины, и без уплаченных за нее денег. У него останется надежда лишь на то, что похитителей когда-нибудь найдут. Тогда он сможет предъявить им иск. Но где гарантия, что у воров будет чем его удовлетворить?
Сегодня многие автовладельцы, пытаясь защитить свою собственность, делают ставку не на противоугонные средства, а на радиопоисковые. Последние не предотвращают кражу, а помогают милиции быстро найти машину. Правда, действуют они пока только в Москве, Подмосковье и Питере. Зато являются почти панацеей от потери транспорта. В прошлом году было возвращено владельцам 92% похищенных машин, защищенных такими системами. Но, увы, подавляющему числу россиян они недоступны. Только установка системы стоит порядка полутора тысяч долларов. А есть еще абонентская плата, и немалая. Позволить себе такую роскошь могут только обладатели ну очень дорогих авто.
Буквально в последние недели, в связи с открытием дачного сезона, в Первопрестольной участился новый вид краж. Воруют "Газели", автокраны и даже бетономешалки. Зачастую опять же прибегая к разбою. Судьба этих машин, в особенности КамАЗов, очевидна. Их используют в период строительства загородного дома, а потом бросают где придется.
Трудно давать какие-либо советы потенциальным жертвам воров. Есть возможность – устанавливайте радиопоисковые средства, страхуйте своего железного коня. Нет – ну что ж, ставьте капканы, как делал герой любимого народом фильма, или надейтесь на помощь Всевышнего.