Для железнодорожников это означает компенсацию из бюджета региона значительной части убытков, которые несет дорога от пригородных пассажирских перевозок. На сегодняшний день пассажир оплачивает лишь 32 копейки от 1 рубля, вложенного дорогой в его перевозку.
Заметим, что Московская область – это последний регион, с которым дорога еще не заключила соглашение. Именно эти переговоры всегда проходят очень тяжело. Объективной причиной тому стали прошедшие весной 2000 г. выборы губернатора. В период смены власти никому из администрации области не хотелось заниматься железнодорожными проблемами. А когда Борис Громов занял свой пост, переговоры возобновились.
По словам руководителей МЖД, путь к взаимопониманию был очень сложным. "Главы регионов не понимают, что именно администрации областей являются заказчиками перевозок, которые предоставляет железная дорога, - говорит заместитель начальника МЖД Сергей Козырев. - Они должны обозначить, сколько пассажиров необходимо перевезти в текущем году и по какой цене билета, а мы – поставить под этот объем перевозок нужное количество электричек". С.Козырев отметил, что пригородные перевозки всегда являются убыточными и несколько лет назад бывшим министром путей сообщения, а ныне начальником московской железной дороги Геннадием Фадеевым было подписано многостороннее соглашение о том, что региональные власти должны компенсировать убытки от этого вида перевозок. Убытки дороги по Московской области в текущем году составят 1,3 млрд. рублей (Москва занимает первое место – 1,8 млрд. руб., остальные 7 регионов в сумме дают 1,7 млрд руб.), объем же компенсации в текущем году планируется на уровне не ниже 50%. В 2000 г. убытки МЖД составили 3 млрд 238 млн руб., а компенсация - 41%. За четыре месяца 2001 г. МЖД компенсировано лишь 30% убытков от пригородных перевозок. Компенсация правительства Москвы составила 63%, Московской области - лишь 2,4%. Соглашение, которое планируется подписать, предполагает компенсацию убытков дороге. Причем, не только в текущем году, но и за прошлые годы. Возможно, администрация области примет по примеру Москвы участие в программе технического перевооружения Московской железной дороги, а также пополнения парка новыми электропоездами.
Кстати, до сих пор остается открытым вопрос финансирования закупок электропоездов повышенной комфортности для направления Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово. Пока молчит и администрация Домодедовского района, и области. Запуск в эксплуатацию этих поездов мог бы привлечь дополнительный пассажиропоток в Домодедово. Пока же там курсируют обычные электрички, которые не делают чести аэропорту.