Сказка открывает Московский кинофестиваль

Читать в полной версии →
Удивительный мир сказочника Жене, где очень четко определяется, кому что нравится, а что не нравится, мир, где нищий не берет подаяние по воскресеньям, потому что тоже имеет право на выходной день

XXIII Московский международный кинофестиваль (ММКФ) торжественно объявлен открытым. Никита Михалков в очередной раз повесил на очередного председателя жюри, на этот раз немецкую актрису, режиссера и драматурга Маргаретте фон Тротта, цепь с изображением Святого Георгия, и зачитал приветствие от Президента Путина. Потом еще несколько добрых слов сказал Михаил Касьянов, а телевизионная Никита Пета Уилсон вручила известному российскому композитору Эдуарду Артемьеву приз "За выдающиеся заслуги в киноискусстве". На этом торжественная часть закончилась и ближайшие 10 дней главным на фестивале все-таки будет кино.

В конкурсе участвуют 17 кинолент разных стран и разного уровня мастерства. Но официальный конкурс - это не самое интересное. Самое интересное, как всегда, остается за кадром. Мы ведь хотим быть фестивалем класса "А", в связи с этим гордо отказываемся от фильмов, уже засветившихся на международных форумах и быстренько, опережая фестиваль в Карловых Варах (из-за этого сроки и перенесены на месяц раньше), собираем остатки. Особняком стоят фильмы, демонстрируемые на открытии и закрытии фестиваля, как правило, в конкурсную программу они не входят, широкому зрителю до поры до времени не показываются, но внимания явно заслуживают. На закрытие обещают фейерверк "Мулен Руж" База Лурмана, который открывал кинофестиваль в Каннах. А почин фестивальным показам положил новый фильм от Жан-Пьера Жене - создателя "Деликатесов", - "Амели" (Le fabuleux destin d'Amelie Poulain, Франция, в ролях - Одри Тоту, Мэттью Кассовиц, Руфус).

Сказка из самой обыкновенной жизни, волшебство бытовых мелочей. Амели - официантка в парижском кафе "Две мельницы". У нее было довольно-таки мрачноватое детство - ее мать погибла под тяжестью тела самоубийцы, решившего прыгнуть с крыши Собора. Отец Амели - военный врач в отставке, так редко дотрагивался в детстве до своей дочери, что во время ежемесячного медицинского осмотра вызывал у нее сильнейшее сердцебиение, которое принимал за болезнь. Потому девочку не пускали даже в обычную школу. Так она и росла в окружение простых вещей и своих фантазий. С ней разговаривали игрушки и картины, а лучшим другом стала аквариумная рыбка-самоубийца. Теперь Амели 23 года - она любит весь мир, и он, похоже, платит ей взаимностью. Однажды, обнаружив в своей квартире шкатулку с безделушками, так бережно запрятанными не менее 40 лет назад маленьким мальчиком, Амели решает, что это ее шанс в жизни - стать волшебницей. Она вернет пропавшие сокровища владельцу и сделает его счастливым. С этого момента у Амели начинается новая жизнь. Где есть место только добру, любви, детским тайнам и шалостям. Укрощение ворчливого бакалейщика в лучших традициях Карлсона: подменить его домашние тапочки на такие же размером меньше, поменять местами зубную пасту с кремом для бритья, подсыпать соли в его коньяк.

Помощь коллегам и соседям оказывается в лучших традициях тимуровской команды (не в смысле дров наколоть, воды принести, а в смысле - сделать их жизнь легче и светлее): художнику, которого прозвали Стеклянный человек, потому что у него очень хрупкие кости; Жоржетте, своей товарке из кафе; консьержке, которая читает и перечитывает письма покойного мужа, бросившего ее 30 лет назад. Чудеса случаются в жизни. Отец Амели мечтал в молодости путешествовать, но не мог из-за больного сердца дочери. Теперь вместо него в кругосветное путешествие отправится игрушечный гном и будет присылать фотографии из Москвы, Нью-Йорка, Камбоджи, что может быть подвигнет и самого старика встать с насиженного места и отправиться глазеть на другие страны.

Мир Амели соткан не только из лучистого счастья, в ней еще остается место таинственному и ужасному, как комната страха, где работает ее возлюбленный Нино. Знакомству с Нино предшествовал потерянный им альбом с коллекцией фотографий, которые выкидывают недовольные клиенты (раньше Нино коллекционировал отпечатки чужих ног в цементе). Разглядывая коллекцию, Амели обнаруживает Фотопризрака - человека, который часто фотографируется в различных автоматах и все время выбрасывает вполне удачные фото. Вместе с Нино Амели решает эту загадку.

Удивительный мир сказочника Жене, где очень четко определяется - кому что нравится, а что не нравится, мир, где нищий не берет подаяние по воскресеньям, потому что тоже имеет право на выходной день, мир осмысленных деталей (как видеокамера Стеклянного человека, сфокусированная на городских часах, что позволяет хозяину не заботиться о заводе своего хронометра), мир перечислений и определений, которые Жене так тщательно коллекционирует. Картина укладывается в гармоничное целое, где лучшим аттракционом является сама Амели, иногда растекающаяся водой от избытка чувств и способная в своих секундных фантазиях накрутить целую историю про то, как ее возлюбленный стал предводителем моджахедов в Таджикистане. Лирика без сладких слез, где есть место едкому (иногда "черному") юмору и здоровому цинизму, так ловко замешанному на светлой сентиментальности искренних чувств.

Итак, ММКФ открылся сказкой, посмотрим, будет ли столь же сказочным его продолжение.

Евгения ПЛЯШКЕВИЧ |
Выбор читателей