Косметика из руин, или Проблема выбора

Читать в полной версии →
Вместо того чтобы омывать тело отварами из трав и мазать щеки сметаной ради достижения естественной красоты, мы бежим в супермаркет за тюбиком с вязким месивом из непонятно чего и бестрепетно втираем это в свою кожу

Недавно слышала в выпуске новостей по радио: американские ученые доказали, что процесс мышления вреден для здоровья. Потому что для работы мозга требуется много глюкозы, и мозг хищнически высасывает ее из организма, каковой от этой экзекуции слабеет. Были произведены опыты на крысах: крыс заставляли думать, и они от этого хирели и умирали. Вот так-то! И можете придержать при себе свои ядовитые усмешки! Потому что наши первобытные предки, между прочим, тоже не утруждали себя размышлением. Американские индейцы, например, сообщали белым исследователям своей культуры, что они думают не головой, а сердцем. А головой думают только сумасшедшие. Вывод: белые – сумасшедшие. И их цивилизация – дурдом.

В самом деле, вместо того чтобы высасывать шаманским способом ящерицу из больного зуба, утверждая, что именно она-то и была причиной боли, мы глотаем чистую химию, спрессованную в белый кружок. Вместо того чтобы омывать тело отварами из трав и мазать щеки сметаной ради достижения естественной красоты, мы бежим в супермаркет за тюбиком с вязким месивом из непонятно чего и бестрепетно втираем это себе в кожу, оглушенные заверениями рекламодателей о гарантированном омоложении и оздоровлении. И как будто бы даже омолаживаемся – почти как Маргарита! – движимые несокрушимой верой в лицензированные чудеса, продукты могучего разума. А поскольку вера противоположна разуму, то не все ли равно, во что верить: в приворот-траву или в липосомы? Тем более что приворот-траву можно разложить на химические составляющие, начинить ими липосомы, а уж они-то, проникая в глубину кожных покровов, оздоровят все скопом и в обязательном порядке. Ведь липосомы, эта тинктура косметической алхимии – всего лишь капсулы, наполненные биологически активным веществом. Теоретически они должны протащить это вещество под кожу, но практически они имеют слишком большие размеры (0,2 микрон, в то время как кожные поры – меньше 0,019 микрон!) и потому разрушаются на поверхности. Любой другой крем может с тем же успехом размазать активно омолаживающие вещества по поверхности кожи, так что липосомы – очередной мыльный пузырь косметологии. И, кстати, приворот-трава, разлагаемая на биологически активные вещества и прочие составляющие, перестает быть приворот-травой.

И вот, сбитая с толку всей этой неутешительной информацией, я сижу и смотрю на руины моей наивной веры в чудеса разума. И в чудеса преображения в богиню красоты с помощью экстракта из молодильных яблок, полученного в автоклаве. Я сижу, охваченная романтической тоской, и взгляд мой волей-неволей обращается к другим руинам – руинам тех самых молодильных яблок, из которых доморощенным и экологически чистым способом, по рецептам прабабушки-ворожеи, вручную изготовляли притирания и мази наши предки, близкие к природе и удаленные от пагубного действия разума, истощающего организм. Предки, ко благу их не знавшие продукции фирмы имярек, ублажали и лелеяли красоту тела самыми разнообразными вещами. Клеопатра, скажем, во все дальние поездки прихватывала с собой стадо из 40 ослиц – она принимала сохраняющие сочность тела ванны из ослиного молока. Ее рейтинг среди мисс мира был, как известно, довольно высок. Восточная красавица Ай Хуа загорала в лучах Луны, каковая процедура, по свидетельству источников, разглаживает морщины. Загорать нужно не более 20 минут, и показано это только Рыбам, Ракам и Скорпионам. Остальные обойдутся Солнцем. Кстати, изобретение эстетики солнечного загара принадлежит XIX веку, пораженному в самое сердце экзотической красотой смуглянок Востока. Среди древних европейцев всегда ценился молочно-белый цвет лица и розовый румянец – признаки естественного здоровья белой расы, не приспособленной к высоким дозам ультрафиолета. Но цивилизованный человек предпочитает думать головой (см. выше).

Еще один апробированный веками омолаживающий препарат – это сперма. Очень биологически активна. Говорят, что некоторые французские производители используют бычью сперму для усиления эффективности кремов или для повышения стойкости аромата духов, и стоит такая косметика недешево. Но вот беда – в сперме могут быть вирусы самых разных болезней, и вытурить их оттуда очень трудно. Почти невозможно. Поэтому для подстраховки лучше использовать сперму далеких от человека видов – серых морских ежей, например. Или петухов. К тому же сперма, как и все органическое, подвержена тлению – попросту говоря, тухнет, поэтому в таких кремах обязательно присутствуют консерванты, а это не есть хорошо. Выход: брать сперму человека, притом предварительно проверенного на вшивость. Что и делали наши бабушки. И, по слухам, продолжают практиковать некоторые голливудские звезды, которые держат при себе специальных хорошо оплачиваемых производителей. Тем, кто не звезда и не внучатая племянница невестки миллионера, можно посоветовать завести мужа, и тогда рецепт притирания будет таков: сперма мужа (5-7 г), цельное молоко (100 г), яичный желток (1 шт.) или мед (10-15 г). После употребления смыть.

Герои сказок частенько экспериментируют с живой и мертвой водой, причем и та и другая обычно целительны: мертвая вода заживляет раны и, я полагаю, аннулирует дефекты кожных покровов, потому что Иван-дурак (= царевич) становится от нее краше, чем прежде. Аналогом мертвой воды в природе являются воды Мертвого моря, которые в качестве сырья пользуются большим успехом у производителей косметических продуктов. Вода и грязь Мертвого моря, несмотря на то, что в них не обитают ни рыбы, ни микробы, нормализует жировой баланс, повышает тонус мышц, улучшает цвет кожи, которая становится молодой, упругой и бархатистой. Та самая Клеопатра, которая, не будь она царицей, открыла бы первый в мире косметический салон с экстремальным борделем при нем, пошла на большие расходы для того, чтобы получить исключительные права на район Мертвого моря. Да что там деньги – она завертела такую любовно-политическую интрижку, которая до сих пор производит неизгладимое впечатление на неокрепшие умы. Бросила стареющего, но великого Цезаря ради желторотого Марка Антония – и все для того, чтобы с помощью его войск добиться прав на целительную грязь. Клеопатра, по рецептам своих бабушек, с 20-летнего возраста заставляла рабынь обмазывать себя грязью с головы до ног. Получив из влюбленных рук Марка Антония заветный кусок морского побережья, она тут же отстроила там фармацевтические и косметические фабрики, остатки которых сохранились до наших дней в Айн-Бокек и Айн-Геди. Так что стоит использовать дальнего родственника-миллионера в качестве спонсора – и поехать на чудотворный курорт. Тем более что в баночке с кремом, хотя и обогащенном минералами и солями мертвой воды, вы обнаружите все-таки крем, а вовсе не море и даже не запах моря. Хотя, конечно, вера движет горами, и если вы верите, что, насыпав в жесткую хлорированную воду некий порошок (якобы соль из якобы моря) из красивой голубой баночки, тем самым принимаете ванну из морской воды – пожалуйста! Христос силой веры преображал воду в вино: почему бы нам силой химической реакции не обратить ванную комнату в морское побережье?

Все сказанное относится также к кремам, шампуням и прочему, изготовленному из "натуральных трав". Вы когда-нибудь вылавливали в шампуне ошметки травы? Нет, уж если говорить о вере, то я верю в собственноручно приготовленный отвар из ромашки, цвета детской неожиданности, а не в шампунь с якобы ромашкой красивого, химически чистого зеленого цвета. Мумие, женьшень и мертвая вода были для наших бабушек одинаково сказочными препаратами, поэтому бабушки рвали на лугах близкие по духу и климатическим условиям растения: мяту, одуванчик, крапиву, боярышник, подорожник, укроп; они смешивали перетертые листья с медом, творогом или простоквашей и пользовали свои улыбчивые мордашки с неменьшим, а то и большим успехом, чем мы – каким-нибудь широко разрекламированным эликсиром красоты индийских красавиц Чаванпраш, приготовленном из золота, жемчуга и географически удаленных от нас кореньев. Оглянувшись вокруг, обнаруживаешь, что фактически любой овощ, фрукт и вообще натуральный продукт сгодится для косметических целей: картофель, яйцо, огурец, мед, сыворотка, лимон, овес, чай и даже глина. Маски из белой глины, например, лечат прыщи, так досаждающие тинэйджерам. Вот вам и экология!

Вот такая ретроградная статья получилась, и вывод как будто очевиден: всё, что предлагает нам косметическая индустрия под видом натурального, – это лишь руины натурального, руины природы, ароматизированные, упакованные и перевязанные ленточкой. Но не забудьте, что я ничего не рекламирую, а значит, вольна высказывать собственное мнение. Поэтому не спешите с выводами! Если б цивилизованный человек думал не головой, а сердцем, а чувствовал, соответственно, не только сердцем, но и всеми остальными органами, он продолжал бы пользоваться косметическими дарами природы. Правда, при этом он ходил бы в набедренной повязке из шкуры бизона и питался охотничьей добычей. И не имел бы в пещере телефона, а значит, не мог бы подключиться к Интернету. И уж тем более не наслаждался бы преимуществами раздельного санузла! Хуже того: он был бы даже лишен возможности выбора между раздельным санузлом и совмещенным! Это и есть важнейшее достижение цивилизации: возможность выбора. Я совсем не имею в виду выбор продукции какой-то фирмы – это на совести каждого. Но можно также выбирать между химически выведенной, тщательно препарированной и эстетически обработанной косметикой ведущих производителей – или косметикой натуральной, то есть собственноручно изготовленной, порой немного вонючей, непрезентабельного вида, но зато не утратившей магических (живительных) сил природы. Выбирать можно в экологических, религиозных, медицинских или идеологических целях. А можно также, если вы агностик, атеист, экстремал или просто нормальный человек, совмещать и то и другое. Никому ничего не возбраняется – свобода!

Катерина СТАСИНА |
Выбор читателей