Сначала детство – деревянные игрушки, потом молодость – прекрасные порывы, потом борьба, борьба, борьба... взлеты и падения, а в финале – седая старость, отягощенная обязательной моралью. Схема строгая, жизнь долгая
"Кокаин"
Режиссер: Тед Демми
В ролях: Джонни Депп, Пенелопа Круз, Рэй Лиотта, Франка Потенте
Тру стори. Тридцать лет назад простой американский парень Джордж Джанг познакомился с крутым колумбийским дядькой Пабло Эскобара, взял у него много-много кокаина, привез его в Штаты и очень быстро продал. Правильные друзья помогли. Потом привез еще и опять очень быстро продал. И еще, и еще. В результате Пабло Эскобара с товарищами стали очень-очень богатыми колумбийскими наркобаронами, Джордж Джанг тоже стал очень-очень богатым американским миллионером, а Штаты подсели на белый порошок. Жизнь стала цветной и веселой, все – от школьников до кинозвезд – строили кокаиновые "дороги" и веселились от души, а продавцом веселья был тот самый простой парень. Потом Джанг скоропостижно потерял все свои богатства, сел в тюрьму и сидит там поныне. Старый, больной, никому не нужный.
Если стоит выбор между осуществлением "американской мечты" незаконными методами или неосуществлением "американской мечты" никак, симпатии заокеанских жителей всегда на стороне мечтателей-осуществлятелей. Де-юре фильм "Кокаин" грозит зрителю пальчиком – не торгуй, дурачок, наркотиками, не нарушай закон, а то не будет тебе в жизни счастья, жена уйдет, дочка как звать забудет, и будешь всю жизнь хлебать невкусную еду баланду. Де-факто с экрана рвутся роскошные тачки, роскошные девочки, роскошная жизнь. Там молодой и сильный герой, смахивая со лба рабочий пот, трудолюбиво закладывает кирпичами банковских купюр комнаты своего особняка, и его успеху могут помешать лишь предательство компаньонов или национализация банковской системы. Мораль – выбирай преданных друзей и надежные банки, тогда все получится. Средства можно не выбирать.
Кино снято с безграничной симпатией к главному герою. Такой он, право, славный парень, даже удивительно. Мало того, что успешно (до поры до времени) осуществляет "американскую мечту", зарабатывая бешеные бабки, так еще и человек душевный, и всё, что ему нужно, это только любовь. Девушку свою обожает, в дочке души не чает, к друзьям – со всем сердцем. Даже с трудягой отцом друг друга с полуслова понимают. Идеальный герой. Только вот связался однажды с плохими ребятами, с коварными черноглазыми колумбийцами, и вместо привычной марихуаны взялся за распространение злого чужеземного кокаина. Но душевной чистоты не потерял – вот сейчас еще самолетик кокаина пригонит и сразу завяжет, начнет с дочкой по зоопаркам гулять. Только нет в жизни счастья. Опять предательство, опять злые полицейские отрывают парня от семьи и отправляют по этапу. Сам по себе кокаин почти не обыгрывается, просто известно, что за него сажают в тюрьму. Потому несчастный Джанг смотрится не столько преступником, сколько белой вороной, бунтующей против серой жизни обывателей. Так же, как герои-порнографы из "Ночей в стиле буги" или "Народа против Лари Флинта".
Откровенно говоря, не являюсь большим любителем фильмов из серии ЖЗЛ. По мне, что "Михайло Ломоносов", что "Ночи в стиле буги". Сначала детство – деревянные игрушки, потом молодость – прекрасные порывы, потом борьба, борьба, борьба... взлеты и падения, а в финале седая старость, отягощенная обязательной моралью. Схема строгая, жизнь долгая. Засада в том, что последовательный и подробный пересказ даже очень увлекательной жизни конкретного человека, как правило, нагоняет скуку. И жизнь великого уголовника – не исключение. Скорее наоборот: чеканная формула "украл, выпил, в тюрьму" так же прекрасно работает в отношении наркодилеров всеамериканского масштаба. Само собой и среди фильмов-биографий есть немало хороших картин, а то и просто шедевров, и тем не менее – реальная жизнь к сожалению (или к счастью) не подчиняется законам драматургии. Рождение ребенка сложно считать завязкой конфликта, так же как старость, и даже смерть, не всегда становятся его развязкой. Посему для подобных эпопей наиболее подходит сериальный формат. Чтоб долго, с перерывами и локальными финалами. "Кокаин" – долго, довольно занудно и без перерывов. И Депп в финале толстый и волосатый. Омерзительное зрелище.