Шведская семья в шведской коммуналке

Читать в полной версии →
Люкас Мудиссон за простые ценности. Жить надо не по теориям и не по традициям, а по сердцу, – заявляет он своим новым фильмом. Идея не оригинальная, но кино симпатичное

"Вместе"
Режиссер: Люкас Мудиссон

Время от времени некоторые пытливые умы вдруг понимают, что природу человеческую надо бы исправить. Кошмар ведь – караваны ракет уже неуклюже бороздят космические дали, а человек всё так же непригляден, злобен и примитивен. Надо что-то делать. Самые энергичные из радетелей за моральный прогресс – профессиональные революционеры, понимая инертность среднестатистического обывателя, решают тащить его в светлое завтра за шкирку, время от времени для острастки постреливая во все стороны. Другие, не столь решительные моралисты, пытаются начать с себя и вырастить общество будущего в одном, отдельно взятом доме. Таком, как коммуна "Вместе".

Коммуна – это добровольная коммуналка. Шведская коммуна образца 1975 года – это дом, в котором живут добряк-толстовец, ласковая нимфоманка, пара антибуржуазных хиппи, правоверный коммунист, теоретически подкованная лесбиянка, нудный гомосексуалист, простой студент прохладной жизни и их дети. Кого-то из них. Уборная у коммунаров, видимо, общая. По крайней мере немытая с позапрошлой недели посуда точно общая. И деньги общие, и каша общая. Коммунары знают, почему они живут вместе – потому что они другие. Вокруг живут обычные люди-шведы: делают машины "Вольво", чинят водопроводные трубы и строят свой прагматичный шведский социализм. Обычные шведы наблюдают за коммунарами в бинокль и угрюмо вопрошают себя и окружающих, как можно быть такими другими. Насмотревшись энергичных плясок разбитных коммунарок, отцы семейств спускаются в подвал и в чутком одиночестве сладострастно "плотничают". А коммунары строят собственную жизнь – свободную от комплексов и предубеждений и осененную новым знанием. Коммунары знают, что хорошо и что плохо. Например, спокойно относиться к тому, что твоя возлюбленная "утешает" приятеля, – это хорошо, и играть всей толпой в футбол – хорошо, и вместе радоваться смерти генерала Франко – хорошо. И даже ходить без штанов по дому – в общем, нормально. А есть мясо, смотреть телевизор, играть в военные игры и мешать другим жить так, как им хочется, – это плохо.

История начинается с того, что в коммуну "Вместе" приходят новые поселенцы. Точнее, вынужденные переселенцы – сестру одного из коммунаров поколотил муж, простой шведский сантехник (как и все сантехники мира, человек серьезно пьющий), и она, схватив под мышку детей, побежала на поселение к тихо хиппующему братцу. Вторжение в коммуну обычных людей спровоцировало бархатную революцию. Стройная и прекрасная теория построения новых отношений пала под напором банальных человеческих желаний – мальчишки хотели есть гамбургеры и играть в пытки. Дети хотели читать "Пеппи Длинныйчулок" и не желали слушать лекций о вредной сущности книги, главная героиня которой – жуткая материалистка, не расстающаяся с мешком золота. Последней каплей стал телевизор. Когда он появился в коммуне, наиболее стойкие последователи антибуржуазного образа жизни покинули "Вместе". С другой стороны, бросивший пить тиран-сантехник и часть вооруженных биноклями соседей осознали, что в нестандартности коммунаров масса привлекательного. Финал фильма невероятно умиляет – наименее затеоретизированные коммунары вместе со своими бывшими антагонистами гоняют по свежему снегу в неумелый, бестолковый, развеселый футбол. Счастье льется через край экрана, застывая на лицах зрителей дурацкими улыбками.

"Вместе" – второй фильм Мудиссона. О первом – "Гребаном Омоле" (или "Покажи мне любовь") писано и говорено немало. После этой картины за Мудиссоном закрепилась слава нового киновундеркинда, поэтому "Вместе" ждали. Ждали с трепетом. И, насколько можно судить, лента мало кого разочаровала. В Швеции фильм стал лидером проката, обойдя все заокеанские блокбастеры. С успехом прошелся и по мировым фестивалям, собрав ворох наград и номинаций (правда, основные мировые киносмотры оставили "Вместе" практически без внимания). Кино и впрямь очень симпатичное. Милое, доброе, наблюдательное. С затеями. Но, пожалуй, и все.

Основная идея "Вместе" – ребята, давайте жить дружно. Просто какой-то хрустальной прозрачности мысль, словно вода из горного источника. Жить надо не по теориям и не по традициям, а по сердцу. Никого не обижайте, делите хлеб свой и кров с окружающими, относитесь терпимо к непохожести других, плюньте на теории и следуйте прекрасным порывам ваших прекрасных душ! И будет вам счастье. Если после истории о нежном подростковом гомосексуализме (женского рода), рассказанной в "Гребаном Омоле", Мудиссон показался кому-то мягким скандалистом, то теперь выяснилось, что он натуральный Пьер Безухов и только и мечтает о том, как хорошие люди возьмутся за руки и пойдут играть в футбол. С другой стороны – а вам что, надо скандалов? Пойдите, порадуйтесь за хороших людей – тоже, может, в коммуну захочется, или хотя бы просто с соседями познакомиться, котлет вместе поесть. Между прочим, Безухов-Мудиссон именно для этого кино и снимает. Он, видимо, обеспокоен моральным обликом среднестатистического обывателя и мечтает его хотя бы немного улучшить. Своими методами. "Я заинтересован в искусстве, которое не только задавало бы вопросы, но и пыталось давать ответы", – заявляет Мудиссон и радуется благодарным письмам людей, решившихся после "Омоля" открыть миру свой тайный гомосексуализм. Теперь ожидаются письма от людей, покончивших с одиночеством и счастливо заживших вместе.

Фильм можно увидеть в кинотеатре "35 мм".

Выбор читателей