В этом году автосалон стал самым представительным за всю его историю. Об этом свидетельствует и рекордное число участников. В Москву съехался весь цвет мирового автомобилестроения. Около 600 российских и зарубежных экспонентов из 27 стран мира представили на выставке как известные модели автомобилей, так и свои новейшие разработки в области автомобилестроения. Девиз "Автосалона-2001" - "На автомобиле в XXI век". Автопроизводители покажут не только хорошо известные модели, но и те, которые не видел российский рынок.
Большинство представленных машин – это, конечно, отечественные марки. "ГАЗ" и "ВАЗ" представят новые модели автомобилей. ОАО "Горьковский автомобильный завод" продемонстрирует легковые автомобили "Волга" (ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-3111) в стандартном и специализированном исполнении - "лимузин", "люкс", "такси". Окраска кузовов автомобилей "Волга" осуществляется на новом окрасочном комплексе "HADEN-2", что обеспечивает высокое качество и в несколько раз повышает коррозионную стойкость кузова.
В новом исполнении будут представлены автомобили семейств "ГАЗель" и "Соболь" - "скорая помощь". Автомобили изготовлены в различной комплектации и оснащены современным медицинским оборудованием. Создатели считают, что довольно интересным экспонатом станет полноприводный автомобиль ГАЗ-27527 "Соболь", участвовавший в пробеге "Евразийский путь".
"ГАЗ", являющийся поставщиком специальной техники для силовых структур, продемонстрирует и автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3902 "Вепрь", разработанный на базе "Садко" для спецназа.
На выставке можно также лицезреть дизельные двигатели ГАЗ-560, производство которых освоено на автозаводе по лицензии фирмы STEYR. Сейчас в ОАО "ГАЗ" освоено производство 4- и 6-цилиндровой версии двигателя ГАЗ-560 STYER. Дизельный двигатель ГАЗ-560 удовлетворяет требованиям стандарта Евро-2, а с дополнительными изменениями конструкции и Евро-3.
АО "АВТОВАЗ" представит на салоне автомобиль будущего - ВАЗ-2131 ТЭ "Лада - Антэл" (электромобиль на топливных элементах). Также предприятие покажет ряд специальных автомобилей - это "Бронто-кар" (внутризаводской транспорт), "Форс - V.I.P.", бронированный ВАЗ-2120 для инкассаторских перевозок и автомобиль, приспособленный для коммунальных служб от фирмы "Лада-Консул". Кроме того, будет представлен концепт-кар "Рикша-Электро" - открытый электромобиль для езды по городу.
Всего в экспозицию Волжского автозавода вошли 32 автомобиля. Среди них - 7 представителей семейства ВАЗ-2110, включая ВАЗ-2110М (модернизированную "десятку") и полноприводный ВАЗ-2111. По информации РИА "Новости", эти автомобили выставляются впервые. Кроме того, ВАЗ представит большое семейство автомобилей "Нива" (ВАЗ-2131М, ВАЗ-2329, ВАЗ-2131-05, ВАЗ-21124); ВАЗ-2115; "Ока" ВАЗ-11113 в инвалидном варианте производства СеАЗ; мини-вэн ВАЗ-2120М и ВАЗ-2120М "Такси".
Уральский автозавод представит специальный автобус-офис, способный преодолевать бездорожье.
Сегодня выставка будет работать только для специалистов, а официальная церемония открытия автосалона состоится 24 августа. В рамках выставки пройдут конференции "Двигатели для российских автомобилей", "Прогрессивные технологические процессы и новые материалы в автомобилестроении", а также ряд других научно-технических мероприятий по автомобильной тематике.
Однако радостную атмосферу салона омрачили известия о том, что в скором времени западные автоконцерны могут полностью прекратить поставки на российский рынок. Так, крупнейший мировой автопроизводитель General Motors уже уведомил своих российских дилеров о прекращении поставок. Причина в том, что Минюст отменил приказ ГТК №450, упрощавшего процедуру таможенного оформления автомобилей для официальных дилеров. Если не будет найдено удовлетворяющее всех решение, легальный рынок иномарок перестанет существовать.
Приказ №450 поддерживали не только официальные дилеры, но и сам таможенный комитет: снижение цен на иномарки стимулировало рост объемов продаж и, соответственно, таможенных сборов. Кроме того, поставив неофициальных дилеров в неравные условия с легальными импортерами, ГТК добился серьезного уменьшения растаможивания автомобилей по "серым" и "черным" схемам.
По словам Александра Мойнова, директора по маркетингу российского представительства GM, если приказ ГТК действительно отменен, размер таможенных сборов возрастет примерно на 50%. Как признавались "Коммерсанту" дилеры, самая большая неприятность для них в том, что большая часть импортируемых машин (до 70%) заказывается под определенных клиентов, которые уже оплатили их из расчета прежней таможенной стоимости. Если таможенные платежи возрастут, дилерам придется продавать машины себе в убыток.
С ГТК в последнее время было очень легко работать, и вряд ли нынешняя ситуация продлится долго, считает А.Мойнов. Даже если участникам рынка не удастся найти компромисс с властными структурами, дилерам придется возобновить свою деятельность. Но цены на автомобили, естественно, сильно возрастут, и тогда официальные импортеры не смогут выдержать конкуренции с "серыми" дилерами. В итоге легальный рынок может совсем прекратить свое существование.