Звериный оскал обезьянизма

Читать в полной версии →
А вот нефиг в космос зверушек запускать! Лучше миллионеров запускайте, как это делают труженики российской космонавтики. Тогда, в крайнем случае, окажемся на планете, которой правят цивилизованные миллионеры

"Планета обезьян"
Режиссер: Тим Бартон
В ролях: Тим Рот, Марк Уолберг, Пол Джиаматти, Майкл Кларк Дункан, Хелена Бонем Картер


Бури в космосе – это, я вам доложу, не ураган в Москве. Тут парой сотен поваленных тополей не обойдешься, тут мировое устройство переколбасить может, само время в себе запутается. А глупый капитан американских ВВС Лео Дэвидсон (Марк Уолберг) о подобных возможностях не знал и прямо в самую сердцевинку одной такой бури полез. Любимую обезьянку спасал, отличник боевой и политической подготовки. Обезьянка у него ученая была, на кнопки нажимать умела, и космическое начальство послало её в бурю зачем-то (опыты проводили, гады), а Лео разбушевался – не дело, кричит, поручать человечью работу братьям нашим меньшим. Сам, говорит, пойду, вас не спрошу. И пошел. Он ведь тоже умел на кнопочки нажимать, причем не по условному рефлексу, а о-со-знан-но. Несмотря на осознанность, с человечьей работой Лео не справился, совершив очень некачественную посадку на одну симпатичную планету. И вскоре выяснил, что он тут сам "меньший брат". Как по темечку от здоровенной гориллы в доспехах получил, так сразу и осознал.

И вот тут сработала отличная система воспитания личного состава, принятая в ВВС США. Другой бы, узнав, что обезьяны поумнели (и подросли) настолько, что свободно шпарят на английском, строят города и используют завшивевших людишек в качестве тягловой силы, распустил сопли, потерял веру в свои силы и заорал на всю планету: "Домо-ой хочу-у-у!!!", а этот – нет. Не так их в ВВС воспитывают, чтобы терять боевой дух от всякой ерунды. Бравый летчик сверкнул глазами, сжал кулаки и сурово процедил сквозь зубы: "Плохая планета! Враждебная территория! Домо-ой хочу!". И тут же начал прилагать героические усилия для того, чтобы немедля удрать из обезьяньего царства на родной звездолет, а уж там, в тепле и сытости, вдоволь корчить мартышкам рожи и дразниться бананами. Парень он был смелый, умелый и сильный духом, к цели шел, сметая всё на своем пути, и в финале благополучно её достиг. Не совсем так, как хотел, но всё-таки.

История-то, в общем, известная. И книга Пьера Булля, и снятый по ней в 68-м году фильм давно стали классикой фантастики, поэтому, когда режиссер Тим Бартон ("Бэтмен", "Эдвард руки-ножницы", "Сонная лощина") взялся за новую версию "Планеты обезьян", пристальное внимание прессы и потенциальных зрителей к проекту было гарантировано. Тем более что новости шли косяком. Стомиллионный бюджет! Невероятные усилия гримеров! Обезьянья школа, где сотни актеров и каскадеров тренировались жить в шкуре наших предков (если верить старику Дарвину)! Тим Рот – гениальный актер и, как-никак, недешевая звезда Голливуда, превращенный в шимпанзе тотальным гримом! Фильм действительно ждали. Ну, вот и дождались.

Итак, что же сделал Тим Бартон.? В основном, сделал он обезьян. Говоря о впечатляющих успехах компьютерных технологий в киноиндустрии, многочисленные обозреватели неизменно повторяли: да, динозавры или там инопланетяне в этом фильме прям как живые, но попробовали бы компьютерные колдуны смоделировать человека, или хоть кошку, с таким же успехом. Бартон и пробовать не стал. Он пошел к цели старым дедовским способом – позвал пятикратно оскароносного Гримера Ричарда Бейкера, и тот изготовил виртуознейший грим для всего обезьяньего царства. Обезьяны, безусловно, впечатляют. Особенно злобный генерал Тэйд в исполнении Тима Рота: вот уж перевоплотился парень так перевоплотился – натуральное шимпанзе, хоть в цирк отдавай.

Вообще, визуальные фантазии Тима Бартона всегда были самой сильной стороной его фильмов: трудно не восхищаться готическим миром "Сонной лощины" или комиксовой эффектностью Готтэм-сити, родного города Бэтмена. "Планета обезьян" не стала исключением, за одним "но". Такое впечатление, что режиссеру просто не хватило денег. На обезьян хватило, а на их город – уже не совсем. Город строился в павильоне, и таким павильонным он и выглядит. Слишком маленьким, слишком комнатным, слишком ненатуральным. Возможно, я излишне придираюсь, но, когда по городу, удирая от горилл-охранников, несутся возглавляемые Лео беглецы, смотрится это как телевизионная постановка тридцатилетней давности.

Теперь непосредственно об истории. Бартон неоднократно говорил, что снимает не римейк, а новый фильм по мотивам книги Пьера Буля. Говорил правду – с книгой его творение имеет достаточно мало общего. Это совсем не памфлет, не антиутопия и не фильм-предостережение. Почти до самого конца фильма я считал, что новый вариант намного более оптимистичен, чем первоисточник, поскольку дело происходит даже не на Земле. Это честное и вполне легкомысленное приключенческое кино. Тем забавнее выглядят в нем идеи о всеобщем обезьянье-человечьем братстве и, не поймешь даже, политкорректная или хулигански-провокационная история любовного треугольника: капитан ВВС, прогрессивная шимпанзе и человечья самка. Поговаривали даже, что у Бартона была идея отдать предпочтенье красавице-шимпанзе и заставить Марка Уолберга заниматься с ней сексом. Но идея не прошла, ограничились целомудренным поцелуем. Бартон вообще подтвердил свою славу кинохулигана, довольно легковесно для такого крупного проекта относясь ко вкусам массового зрителя. Мало того, что он делал рискованные намеки на межвидовую любовь, мало того, что герой Марка Уолберга ведет себя далеко не как герой, так ведь есть еще и финал, который трудно назвать хэппи-эндом. По слухам, финалов было снято пять. Не знаю, что собой представляли остальные четыре, но тот, который мы видим в окончательном варианте, на мой взгляд, абсолютно дурацкий и нелогичный. Так, для форсу хулиганского.

Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Аврора", "Американ-Синема", "Горизонт", "Витязь", "Мечта", "Прага", "Стрела", "Солнцево", "Тбилиси", "Экран".

Выбор читателей