Впрочем, в том, что указ Форда будет отменен, ни у кого сомнений нет. Планы по изменению правовых норм были подтверждены вице-президентом Диком Чейни и главой внешнеполитического ведомства Колином Пауэллом.
Неувязка с законом - далеко не самая значительная трудность. Куда больше проблем у администрации Буша может возникнуть с созданием коалиции для войны с террором, поскольку в союз с США будут приглашены зачастую враждующие между собой государства. Но на данный момент Вашингтон не приглашает, а заставляет присоединяться. Действия американских дипломатов в отношении Пакистана особой любезностью не отличаются. По сути дела, Исламабаду выдвинут ультиматум: "или страна с нами, или мы начнем борьбу с талибами* на пакистанской территории".
О своей готовности внести вклад в борьбу со Всемирным Злом заявила давняя неприятельница Исламабада - Индия. А уж получить удар от Дели, да еще под флагом борьбы с терроризмом, Пакистану явно не хочется. Пакистанский лидер Мушараф довольно оперативно взвесил "за" и "против" и "предложил" американцам плацдарм для развертывания вооруженных сил. Исламабад отныне всеми силами будет препятствовать проникновению из Афганистана международного террориста №1.
Одновременно со вступлением в коалицию Пакистан сделал первый шаг к ее развалу. В качестве условий союзничества Исламабад потребовал от Вашингтона неучастия в войне против Бен Ладена Индии и Израиля. Ну, а для Родины Мушараф попросил списать 30-миллиардный долг и надавить на Дели в споре за Кашмир.
Эти условия стали первой проверкой готовности Вашингтона оплатить союзнические отношения. Как известно, расходы США на войну с Ираком и дальнейшая "расплата" с союзниками исчислялись вполне сопоставимыми суммами. Видимо, Америке придется раскошелиться и сейчас. Битва за кошелек дяди Сэма может притянуть на сторону Белого дома довольно многих. В этой связи будет уместно упомянуть о позиции Узбекистана, который единственный из государств СНГ заявил о готовности предоставить США свою территорию и воздушный коридор для удара по Афганистану. Как сообщают наши собеседники в российских силовых ведомствах, данное предложение Ташкента вряд ли можно назвать бескорыстным.
В качестве потенциального члена коалиции американцы рассматривают и Тегеран. Иран является единственной страной, которая рассматривается, как в качестве союзника, так и в качестве возможного объекта для удара. Окончательное решение, видимо, будет принято в самый последний момент, а пока для затравки госсекретарь Колин Пауэлл заявил, что "если Иран, действительно, начнет борьбу с террором и откажется от помощи таким группировкам, как "Хезболла", то, возможно, мы изменим свое отношение к этой стране". Как сообщает израильская пресса, аналогичное мнение госсекретарь высказывает и в отношении Сирии.
Не меньше проблем у Вашингтона и в стане традиционных союзников. Германия, например, чуть ли не на правительственном уровне сомневается в необходимости участия частей бундесвера в грядущей войне. Не столь однозначной представляется и поддержка Франции. Видимо, в связи с этим Вашингтон избрал именно Ширака в качестве первого собеседника в серии переговоров по организации антитеррористической коалиции.
Сухо поддержав намерение США нанести удар по террористам, Москва не оставляет надежды усидеть на двух стульях. С одной стороны, мы подтверждаем готовность к борьбе с "темными силами", а с другой -настаиваем на детальной проработке "ударных" планов.
* Организация запрещена на территории РФ