"Виртуозы" и "Солисты" на одной сцене

Читать в полной версии →
Золотая московская осень преподнесет редкий подарок любителям классической музыки. С 25 сентября по 5 октября в Большом зале консерватории пройдет фестиваль "Владимир Спиваков приглашает..."

Уникальность предстоящего фестиваля классической музыки можно объяснить хотя бы тем фактом, что маэстро Спиваков не частый гость в российской столице. "Виртуозы Москвы", как это ни грустно, имеют постоянную прописку в Испании, а плотный гастрольный график позволяет оркестрантам включать города России в свой маршрут лишь несколько раз в год. Поэтому фестиваль – своеобразная дань залу и городу, "где мы слушали великих, получили образование, где мы выросли", – заявил Спиваков. К тому же, это первый фестиваль европейского уровня в истории Большого зала консерватории, который соберет лучших российских и зарубежных музыкантов. Дебютирует на московской сцене мировая оперная звезда Джесси Норман, порадует своими концертами французское трио "Вандерер" и оркестр "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. На семи фестивальных концертах можно будет услышать музыку Баха, Моцарта, Керубини, Генделя, Стравинского.

Не обойдется и без сюрпризов – литературно-музыкальное произведение по новелле Стефана Цвейга "Воскресение Георга Фридиха Генделя" исполнит Олег Табаков совместно с солистами Российского национального оркестра, "Виртуозами" и камерным хором Владимира Минина. Эта композиция по новелле Цвейга уже была поставлена в Риме и произвела неизгладимое впечатление на итальянцев: после исполнения около 20 человек подбежали к сцене и упали на колени. Вряд ли что-то подобное произойдет в Москве, но "мне все же очень хотелось показать это сочинение российскому зрителю", – сказал на пресс-конференции Владимир Спиваков.

Несколько концертов в рамках фестиваля даст и камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. Коллективы Спивакова и Башмета довольно продолжительное время не играли на одной сцене, однако "непримиримые противоречия" между двумя талантливыми музыкантами отошли на второй план в ходе подготовки к фестивалю. Комментировать свои взаимоотношения с Юрием Башметом на пресс-конференции, посвященной фестивалю, Спиваков отказался, но, видимо, культурная значимость фестиваля пересилила неприязнь, и "Солисты Москвы" порадуют публику своими выступлениями.

Своеобразным прототипом нового фестиваля "Владимир Спиваков приглашает..." является фестиваль классической музыки, который проходит во французском городе Кольмаре. С 1989 года Спиваков является его бессменным музыкальным руководителем. Каждый фестиваль традиционно посвящается одному из величайших музыкантов. Например, Вячеслав Ростропович играл в Кольмаре в честь Жинетт Неве. Московский фестиваль тоже не чужд символизма и памятных дат. Два концерта будут носить характер музыкального приношения: 25 сентября, в день открытия фестиваля, концерт будет посвящен 95-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича, а 30 сентября Владимир Спиваков даст концерт в память своего учителя, гениального скрипача Давида Ойстраха.

Этот фестиваль познакомит нас и с необычной для России практикой присутствия зрителей на генеральной репетиции того или иного концерта. На открытую репетицию американской оперной певицы Джесси Норман будут приглашены студенты Гнесинского училища, музыканты московских оркестров, учителя пения – словом, все те, кто вряд ли в состоянии приобрести билеты в партер или даже на галерку.

Станет ли фестиваль ежегодным, в большой степени зависит от того, насколько хорошо он будет принят публикой. Хотя сомневаться в отсутствии публики в залах, где дирижирует Спиваков или играют "Солисты Москвы", не приходится – одни только эти имена обеспечат внимание москвичей к фестивалю. И попасть на концерт будет уже делом престижа, а не любви к классической музыке. Звон мобильных телефонов наверняка заглушит и голоса исполнителей оперных арий, и фортепьянные переборы... И все же Владимир Спиваков полон радужных надежд и ожиданий. "Я очень рад, что в России нашлись силы, понимающие важность и этого фестиваля, и – что самое главное – важность классической музыки, потому что классическая музыка обращена к самому высшему, что есть в человеке".

Елена НОГОТКОВА |
Выбор читателей