Оно последовало через несколько часов после обращения президента США Джорджа Буша к Конгрессу, в котором он пообещал "способствовать укреплению стабильности и оказать прямую финансовую помощь национальным авиакомпаниям для преодоления вызванного терактами кризиса".
Участие государства будет заключаться в предоставлении авиакомпаниям лишь $5 млрд из госбюджета в качестве экстренной помощи, плюс довольно длинный список госгарантий под коммерческие кредиты и займы, а также налоговые послабления, которые в общей сложности могут составить еще $10 миллиардов. Это намного меньше той суммы, которую авиакомпании надеялись получить от государства - $24 миллиарда.
Напомним, что, на этой неделе целый ряд ведущих авиакомпаний США объявили о грозящих им многомиллионных убытках и начали увольнения десятков тысяч своих работников.
Акции авиакомпаний на торгах резко упали в цене (почти на 50%) и, судя по всему, без срочной государственной помощи этот сектор экономики Штатов может просто развалиться. Некоторые авиакомпании настолько обнищали, что даже такие крупные корпорации, как American Airlines и TVA объявили вчера о том, что в целях экономии они прекращают кормить пассажиров в полете.
Пресс-служба известной авиакомпании "Люфтганза" сообщила, что корпорация пересматривает запланированные показатели прибыли в связи с террористическими актами в США
В настоящее время "Люфтганза" не сможет получить запланированную на 2001 г. прибыль в размере 700-750 млн евро. Руководители приняли решение отказаться от планов приобретения 15 широкофюзеляжных самолетов А-380 производства "Эрбас Индастри" и 4 самолетов "Боинг-747-400". Кроме того, будут введены строгие ограничения на расходы.
Необходимые изменения будут внесены также в маршрутную сеть авиакомпании. Среди этих нововведений отмена рейсов по маршруту Берлин - Вашингтон и сокращение одного рейса на маршрутах Франкфурт - Нью-Йорк и Франкфурт - Вашингтон. Также "Люфтганза" прекращает выполнение полетов в Ташкент.
В дополнении к решению о сокращении провозной емкости, последние решения означают изъятие из коммерческой эксплуатации четырех дальнемагистральных самолетов. В связи с резким увеличением затрат, вызванным, помимо всего прочего, ужесточением мер безопасности и возрастанием страховых выплат, о чем уже было заявлено ранее, ожидается, что значительное повышение цен на авиабилеты и расценки на авиаперевозки грузов будет неизбежным.
Руководство другой авиакомпании - Delta Air Lines - объявило о прекращении полетов из Нью-Йорка в 11 пунктов назначения. До 31 октября самолеты не будут летать в Арубу, Брюссель, Каир, ОАЭ, Ирландию, Мюнхен, Стокгольм, Швецию, Тель-Авив, Токио и Швейцарию. Авиакомпания объяснила это тем, что опасается возможных терактов, а также резким снижением количества бронирования и продаж билетов на рейсы.
Но проблемы американских авиаперевозчиков постигли и их коллег из Южной Америки. Корпорация "Лан-Чили" - одна из крупнейших в Южной Америке авиакомпаний - объявила о предстоящем увольнении большой части сотрудников. Руководство также сокращает количество полетов. По словам генерального управляющего "Лан-Чили" Эрнесто Виделы, после драматических событий 11 сентября на многие рейсы число пассажиров сократилось от 20% до 60%. Однако владелец "Лан-Чили" Себастьян Пиньера (лидер оппозиционной партии "Национальное обновление") заявил, что не собирается просить у правительства экономической помощи на покрытие убытков.
Однако не все компании могут похвастать такой независимостью. Множество более мелких корпораций несомненно разорятся, несмотря на финансовую помощь государства. Дело в том, что эта помощь чрезвычайно мала по сравнению с понесенными убытками авиацией США. И, скорее всего, выделенные правительством деньги пойдут на покрытие расходов двух авиакомпаний, на самолетах которых погибли люди - United Airlines и American Airlines. Остальные получат лишь незначительные суммы.
Кроме развала гражданской авиации, теракты продемонстрировали также полное отсутствие какой-либо готовности сил ПВО к активной обороне. Ведь когда стало известно о похищенных самолетах, а потом уже и о взрывах на Манхэттене, военная авиация Штатов не смогла сбить другие самолеты, захваченные террористами. Более того, на данный момент остается неизвестным, где находятся еще 3 похищенных самолета.
В связи с этим, Пентагон решил выделить $868 млн корпорации "Локхид-Мартин" на производство первой партии из 10 новейших истребителей- бомбардировщиков F-22. О чем и сообщили представители ВВС США. F-22, сконструированные с использованием технологии "стелс", должны прийти на смену устаревшим F-15.
Пентагон собирается закупить в общей сложности 295 таких боевых машин. До 2005 г. в ВВС должны поступить 94 самолета F-22.