Не порно, но задорно

Читать в полной версии →
Думаю, что критики будут плеваться, а зрители ликовать. Полтора часа на экране всех, кого не успели убить, насилуют. Остальных сожрали черти. Новейшее кинопрочтение "Фауста", к легенде не имеющее никакого отношения

"Фауст" (Faust: Love Of The Damned)
США – Испания, 2000
Режиссер: Брайан Юзна
В ролях: Марк Фрост, Эндрю Дивофф, Моника Ван Кэмпен, Изабель Брук


Вообще-то я люблю чистые жанры на экране. Вернее, полюбил в последние годы. Все эти семантические игры, жонглирование смыслами, разнообразные дискурсы и прочий столь популярный в конце прошлого века треп меня утомил. В кино особенно. Потому что сопутствующая усложнению кинематографа искусственность далеко не всегда является синонимом искусства.

Уже понятно, что, за исключением так называемого "авторского" кино, где камера и пленка есть лишь среда и способ самовыражения Художника, "в пределе" всякая снятая на пленку история стремится к порнографии. В обиходе пишущих о "важнейшем" из искусств это предельное стремление обычно называется trash, что в переводе значит "хлам", "дрянь".

В кинематографе этот термин осмыслен несколько иначе, так что не будем придавать ему буквального смысла. В данном случае "трэш" есть выражение почти достигнутого порнографического эффекта, тем не менее вполне легитимного с точки зрения обывателя. Такое кино идет и на утренних сеансах, оно вполне официально, и народ обычно не возмущается. Поскольку "того самого" в нем нет, а все "понарошку".

Хотя именно порнографический комикс американских авторов Куина и Виджила превратился в руках режиссера Брайана Юзны (Brian Yuzna) в фильм о "пр оклятых любовниках". Это малобюджетная лента категории "B" ($6 миллионов) тем не менее смотрится на большом экране как "A". К тому же приятно отметить – якобы второсортное кино практически никогда не дублируют, а лишь снабжают титрами.

Итак, американо-испанский фильм от создателей, как пишут обычно на обложках кассет, "Реаниматора" и "Возвращения живых мертвецов".

От легенды о докторе Фаусте, конечно, тут остались лишь рожки да ножки. Зато добавлены все узнаваемые линии кровавой мифологии современного кино – от Дракулы до Шерлока Холмса. Перечислять возможные аллюзии просто бессмысленно, поскольку Брайан Юзна не стилизует и не играет с сюжетами, а сознательно и уверенно снимает неомифологическую кальку и выдает образец чистой продукции. Это в полном смысле фильм ужасов для подростков, этакий абсолютный horror для семейного просмотра. Никаких откровений, философии и прочего занудства. Дети, хотите крови, сисек, садомазохизма, чудовищ и космических злодеев? Нате, черпайте полной горстью! Наслаждайтесь чистым, незамутненным жанром – комиксом "про это", где секс – запретный плод, приводящий некоторых к слабоумию.

Поэтому играют звезды второго плана – Фрост, Дивофф. И поэтому в общем не страшно и не противно, а забавно и отчасти возбуждающе. Сказка. Зрелище не отталкивает, а скорее втягивает. С первых кадров ясно – скучать не придется. Все, что вы хотели знать о "трэше", но ленились смотреть.

Начинается история с того, что полиция обнаруживает в китайском посольстве груду мертвецов, порванных на мелкие свастики (по выражению А.Лаэртского) неким сумасшедшим. Выясняется, что виновник убийств получил от "мистера М" (пожалуй, единственный намек на фаустиану) инфернальную силу в обмен, естественно, на душу. Одному художнику обидно стало, что у него зарезали натурщицу, чернокожую наркоманку, да так, что он захотел превратиться в натурального Фредди Крюгера.

Руки-ножницы, которыми паренек с наслаждением раскроил тела обидчиков, он получает в результате стандартной сделки с дьяволом. На достигнутом новоиспеченный когтистый злодей, естественно, не остановился и стал послушной игрушкой в руках тайного общества фанатов сатаны, то есть собственно мистера М. Дальнейшие сюжетные повороты описывать не будем, вы это сто раз видели, включая финал, где чудовище, практически выпрыгнувшее из "Чужого 1-2-3", сгорает в аду. Все же отмечу: солянка, граждане, получилась крутая.

Что меня, собственно, занимало, и почему я не слинял после первых 10 минут? Ну, компьютерные эффекты, которые я так не люблю, без конца превращают мужика в черта – эка невидаль. Но чтобы все распространенные примочки разом, в такой концентрации – это надо иметь смелость. Потому что за тобой остается выжженное поле. Снимать об этом больше нельзя. Жила иссякла, один осадок. И в этом вся прелесть чистого жанра, искусства для искусства.

В целом "Фауст" снят очень стильно, со сложным светом, в единой цветовой гамме, с серьезной и хорошо проглядывающей в кадре работой дизайнеров и мощными звуковыми эффектами.

Это кино, конечно, макулатура в точном смысле, но в весьма яркой обложке. Со времен Дарио Ардженто, выбравшего почти всю полезную породу жанра, это уже мало кому удается, а вот кинематографические достижения Роджера Кормана, этого гения фильмов второго эшелона, невесть сколько лет еще будут пользоваться популярностью. В этом смысле Юзна вполне сознательный эпигон – начало "Фауста" явно отсылает именно к кормановским шедеврам, тогда как финал собирает в кучу уйму предшественников и совершенно зауряден.

Больше всего меня позабавило, что хваленая западная политкорректность, видимо, не смогла подчинить себе некоторые жанры, поскольку многие эпизоды и сюжетные линии выглядят откровенно шовинистически. Например, злодейскую красотку в наказание за строптивость Мефистофель превращает сначала в грудь, а затем и в задницу с глазами. Тема инцеста с отцом в отроческом возрасте главной героини как-то даже слишком назойлива, хотя просто целиком перенесена из знаменитых образцов типа "Twin Peaks", но без какого-либо художественного осмысления, что называется as is.

Про геев – ни слова.

Вообще наличие прямых цитат из классики и нарочитого перебора заимствований, а также самопародийность юзновского "Фауста" говорит о том, что со сценарием режиссер как-никак работал. В этом смысле можно даже сказать, что Юзна решил сделать непостмодернистское кино, пользуясь всеми приемами постмодерна. То есть прорвать ткань навязанного культурой направления, возвращаясь к истокам, то есть к чистому жанру, к собственно модерну. В чем отчасти и преуспел.

Режиссер даже пытался выжать из актеров подобие игры, а не просто лепить на экране развернутое стрип-шоу, как это делают сотни авторов вторичного кино, образцы которого можно увидеть в любой видеотеке.

Учитывая ощутимые достоинства чистой развлекаловки и небольшую закупочную цену (мелкобюджетник), я думаю, "Фауста" и запустили в кинопрокат. Фильм не "выталкивает" зрителя из привычной среды, не "грузит", зато поддерживает некий, иногда вполне ощутимый саспенс на протяжении почти всех полутора часов.

Хотя "Фауст" отчетливо разбит на вставные номера, они не выпадают из основного сюжета, и в конечном итоге это кино не раздражает. Скорее даже наоборот, забавляет.

Во всяком случае, образец чистого искусства, пусть и эстетического кича, всегда найдет почитателей. Кроме того, если не вдаваться в эстетические достоинства этого кино, психологи бы заметили, что положительный эффект от просмотра подобных зрелищ заключается в дезактуализации страха и сопутствующей ему агрессивности, переносе внутренней агрессии зрителя не в окружающую среду, а в виртуальное пространство и, таким образом, высвобождении и сбросе отрицательных эмоций.

С этим последним наблюдением я солидарен полностью. Посмотришь такого вот "Фауста", где всех, кого не убили и съели, как минимум жестоко трахнули, и такой мелочевкой покажется подрезавший на светофоре "чайник", что диву даешься.

Жаль, что поддерживать столь благостное состояние души просмотром подобного зрелища возможно в течение десяти минут и не чаще одного раза в год...


Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Гавана" и "МДМ-кино". Смотрите также фильм на видеокассетах, выпущенных студией "Полигон".

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей