Интервью с директором Института проблем глобализации доктором экономических наук Михаилом Делягиным.
Михаил Делягин: Понятно, что в первые две недели поведение рынков определялось неизбежным в таких случаях шоком. Индекс Dow Jones упал почти на 15%, немецкий DAX – на 18%, английский FTSE – на 11%, российский РТС – на 10%, японский Nikkei – на 7%, и то только потому, что падать ниже уже некуда. Фондовые рынки оказались в состоянии спада, причем характерно, что Dow Jones не пересек минимум августа 1998 года, а все остальные рынки пересекли – Nikkei задолго до катастрофы, а FTSE и DAX – именно в результате нее. Таким образом, несмотря ни на что, американская экономика оказалась прочнее экономик других развитых стран и сохранила лидерство в условиях общего спада. Следует отметить, что капитал бежит из Америки в Европу, но не в зону евро, а в европейские страны, которые с евро не связаны, например, в Англию и Швейцарию. Свидетельством тому – FTSE, который упал существенно меньше и чем Dow Jones, и чем DAX. Я думаю, что в самом ближайшем будущем эта ситуация переломится и Dow Jones пойдет вверх. За ним начнут восстанавливаться и остальные мировые рынки. Минимальными будут масштабы восстановления только у Nikkei, потому что в Японии колоссальные внутренние проблемы, но то, что мир не рухнет – это точно. Это подкрепляется и ситуацией на валютных рынках: падение доллара относительно остальных валют невелико, рост евро по итогам двух недель после катастрофы составил всего 1,7%. Снижение цен на нефть, конечно, создает большую угрозу для России. Нужно четко понимать, что по вопросу цен на нефть интересы российской экономики прямо противоположны интересам экономик развитых стран. И сегодня падение цен на нефть связано с очень четкой, осознанной и осмысленной реакцией американских нефтяных корпораций. Они поддерживают мировую экономику, в том числе оказывая давление на арабские страны, чтобы высокая цена на нефть не стимулировала мировую депрессию. Как только призрак мировой депрессии исчезнет – а он исчезнет скоро, – мировые цены на нефть начнут некоторый рост. Я думаю, что падение цен на 25% отнюдь не фатально, и те аналитики, которые предрекают падение чуть ли не до 10 долл. за баррель, в очередной раз ошибаются. Я абсолютно убежден: что пока президентом США остается господин Буш, низкие цены на нефть Российской Федерации не угрожают. Правда, это означает, что Буш не останется на второй срок, потому что нельзя насиловать мировую и американскую экономику в интересах группы корпораций слишком долгое время.
"Y": Каков Ваш сценарий (или сценарии) возможного развития военных действий и их влияния на мировую экономику?
М.Д.: Я думаю, что американцы не идиоты и никакой сухопутной операции не будет. А будут бомбардировки, причем без ядерного оружия. Будут операции коммандос. Будет поддержка Северного альянса, который потихонечку станет отжимать талибов* на юг, и неважно, возьмут они Кабул или нет – важно, что война будет надежно локализована на территории Афганистана. Я надеюсь, что у Пакистана, Саудовской Аравии и у руководства наших среднеазиатских государств хватит ума не позволять американцам развертывать широкомасштабные бомбежки со своей территории. Сейчас пока по этому вопросу позиция Саудовской Аравии – однозначное "нет". Пакистан колеблется, но, по-видимому, откажется, потому что генералы редко бывают похожи на самоубийц. Единственную угрозу представляет позиция руководителей наших среднеазиатских государств, но я надеюсь, что они все же образумятся и ограничат как масштабы присутствия, так и масштабы военных действий США со своей территории. В этом случае реализуется оптимистичный сценарий, когда война локализуется на территории Афганистана, американскому телезрителю покажут правильную картинку, где снаряд попадает в талиба, весь экран заливается кровью, а Америка чувствует себя отмщенной, Бен Ладена то ли ловят, то ли не ловят – это уже не важно. В этом случае рынки бодренько идут наверх, и мировая экономика в целом восстанавливается.
"Y": Это – если всё пройдет по умеренному сценарию. А если ума или воли все же не хватит и означенные страны позволят американцам развернуть широкомасштабные военные действия со своих территорий, что тогда?
М.Д.: Тогда мы получим негативный сценарий развития ситуации, то есть огромную зону нестабильности в Азии, которая будет дестабилизировать прилегающие страны – Индию, Иран, Ирак, Китай, Россию – точно так же, как зона нестабильности на месте бывшей Югославии дестабилизирует европейскую экономику, которая пытается конкурировать с Соединенными Штатами. В результате реализации этого сценария американская экономика восстанавливается, а, например, китайская и индийская экономики дестабилизируются. Россия оказывается еще не фронтовым, но уже прифронтовым государством, и мы не сможем не втянуться во вторую Афганскую войну, если она будет идти на территории Таджикистана. Европа тоже дестабилизируется, потому что талибы на тысячи километров ближе к Европе, чем к США. Нельзя не учитывать, что талибы – это не столько религиозный экстремизм, сколько героин, поэтому наркомания в Европе получит новый серьезный импульс. Американскую экономику это все не затронет. Наоборот, она станет убежищем для капиталов всего мира. В этом случае капиталы, которые убежали в Европу, немедленно вернутся в Америку. А в самой Америке к уже пойманным 350-ти якобы террористам поймают еще 1350 таких же, немножко ограничат демократию, как это было во время Второй мировой войны, когда всех японцев, даже граждан США, просто посадили в концлагеря, где они просидели всю войну. То же самое может случиться с "лицами арабской национальности". Я думаю, что американцам в любом случае удастся ограничить проблемы, связанные с этнической пропастью внутри общества. Так что для Америки все будет нормально, ну а остальной мир будет дестабилизирован.
"Y": Вы нарисовали два сценария; и какой же из них предпочтительнее для Америки, учитывая, что она сейчас в состоянии сама выбирать?
М.Д.: По второму сценарию у Америки не остается конкурентов, потому что весь мир лежит в хаосе.
"Y": Не означает ли это, что нужно ждать развития событий именно по второму сценарию?
М.Д.: Нет. Во-первых, нужно понимать, что в Америке тоже есть разные силы, и настолько отмороженных, чтобы желать хаоса остальному миру, там не много. Эти интересы проявляются не в явной форме, поэтому им можно противодействовать силами самого американского общества. Во-вторых, Америка лишится рынков. Последует краткосрочное процветание и за ним – долгая и неизлечимая депрессия, потому что жизнь по принципу "умри ты сегодня, а я завтра" – это не сценарий экономического роста, а Америка попадет именно в этот сценарий. И, кроме того, очень многое будет зависеть от позиции руководства России. Ключевой вопрос очень простой: будут ли массированные бомбардировки осуществляться с территории государств Средней Азии или с авианосцев и территории Северного альянса? Я думаю, что у нашего руководства есть все возможности и ресурсы, чтобы не допустить вовлечения Средней Азии в непосредственные военные действия, не допустить эскалацию военных действий с территории стран СНГ, обеспечить разумную достаточность американского присутствия на территории стан СНГ и Шанхайской шестерки. Я думаю, что если наше руководство захочет, то оно сможет использовать эти ресурсы.
Интервью подготовил Павел Зимин
* Организация запрещена на территории РФ