За последние две недели это уже второе задержание курьеров Басаева и Хаттаба. 20 сентября в этом же районе республики сотрудниками спецслужб были арестованы двое боевиков, которые имели при себе свыше $40 тысяч. В ходе оперативно-следственных мероприятий выяснилось, что сумма была переправлена из-за рубежа и предназначалась полевым командирам. Не исключено, что ее должен был "оприходовать" финансист Хаттаба "подполковник ВС Ичкерии" араб Абу Якуб (уничтожен 30 сентября во время спецоперации в селении Старые Атаги отрядом спецназа внутренних войск "Русь". – О.П.). Самую же крупную партию денежных средств, предназначенную Шамилю Басаеву, удалось перехватить в начале прошлого месяца в Итум-Калинском районе Чечни. Поисково-разведывательная группа федеральных сил устроила засаду в ущелье, по которому ожидался прорыв мелкой группы боевиков с территории соседней Грузии. Тогда спецназовцы захватили в плен курьера с мешком денег. Боевик пытался переправить через границу более $100 тысяч. Причем, как выяснилось впоследствии, примерно половина всей суммы состояла из фальшивых банкнот.
В настоящий момент чеченские боевики используют несколько каналов доставки финансовых средств в Чечню. Часть денег поступает из соседних Ингушетии и Дагестана, где продается "левый" бензин и сырая нефть, добытая на нелегальных скважинах. Этим же маршрутом следуют деньги, собираемые чеченской диаспорой в России. Кроме того, курьеры доставляют "пожертвования" мелкими партиями из Турции и стран Ближнего Востока через Грузию и Азербайджан. По данным управления ФСБ РФ по Чеченской Республике, при переходе границы с Россией в качестве курьеров используются в основном женщины. Главным спонсором боевиков по-прежнему является террористическая организация "Братья-мусульмане", которая имеет свои филиалы и в странах Европы, действуя под вывесками различных общественных и благотворительных организаций. Так, в испанском отделении "Братьев-мусульман" до недавнего времени закупались комплекты формы и дорогостоящие средства связи, новейшая оптика для стрелкового оружия и навигационные приборы. Через вербовочные пункты, расположенные в странах Ближнего Востока и Северной Африки, ведется и набор "добровольцев", готовых воевать против российских войск в Чечне. В качестве учебных баз используются лагеря на территории Афганистана и Грузии. Подавляющее большинство полевых командиров, подчиняющихся иорданцу Хаттабу, – выходцы из Саудовской Аравии, Йемена, Катара, Иордании и других стран. Например, уничтоженный Абу Якуб до прибытия в Чечню служил в одном из спецподразделений саудовских вооруженных сил. Эти люди через операторов "Братьев-мусульман" и инспекторов "благотворительных организаций" контролировали и контролируют поступление боевикам в Чечне денег из-за рубежа.
По сведениям российских спецслужб, еще одним крупным поставщиком средств для боевиков в Чечне является благотворительный фонд "Аль-Харамейн", действующий в Саудовской Аравии. Финансирование полевых командиров осуществляется через сложную цепочку операций и счетов. Одним из таких каналов являлась якобы гуманитарная помощь вынужденным переселенцам из Чечни, осевшим на территории Ингушетии. Вчера директор "Аль-Харамейн" шейх Угейль Аль-Угейль в витиеватом интервью одной из саудовских газет затронул тему возможной помощи чеченским боевикам: "Распределение пожертвований оказалось в руках определенных людей, что могло привести к неправильному использованию денег и передачи их структурам, имеющим сомнительные цели или не заслуживающим помощи" – словом, деньги уходили неизвестно куда, но подобного больше не будет. Эта информация по времени совпала с другим сообщением. По данным российских спецслужб, в Чечне "пропало" несколько сот тысяч долларов, выделенных арабскими спонсорами полевым командирам. В хищении подозревают главного гаранта "перманентного джихада" в Чечне – Хаттаба.