Анатолий Чехоев |
Тбилиси настаивает на скорейшем выводе российских миротворцев. Такое решение вчера принял парламент Грузии. Депутаты полагают, что с 1994 года, когда наблюдатели от России появились в Абхазии, там погибло больше мирных жителей, чем за время предшествовавшей вводу абхазо-грузинской войны. То, что их усилиями прекращено кровопролитие и созданы предпосылки для политического решения конфликта, началось возвращение беженцев - в расчет не принимается.
Дальнейшее развитие событий может взорвать Кавказ. "Yтро" попросило прокомментировать ситуацию зампредседателя Комитета Госдумы по делам СНГ Анатолия Чехоева:
"Я думаю, что ситуация обострилась после того, как президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в начале октября побывал в США. Ему в жесткой форме указали на необходимость очистить Панкисское ущелье от международных террористов. Сделать это можно, либо выгнав их в Чечню, либо под видом сотрудничества отправить на "завоевание" новых территорий. В итоге 400 человек пошли на Абхазии.
Вчера в республику вылетел министр внутренних дел Грузии для организации защиты грузинской части населения в Гудаутском районе. По сути, там сейчас концентрируется грузинская военная сила, для того чтобы войти в Абхазию и взять ее под свой контроль. На митинге перед грузинскими беженцами президент Шеварднадзе заявил, что вернуться в республику - дело его жизни. По своим каналам я узнал, что он, по сути, призывал к военным действиям в Абхазии, утверждая, что мировое сообщество поддерживает его в этом вопросе. "Мы должны вернуться туда". И главным препятствием сейчас являются российские миротворческие силы, а "поэтому надо сделать все, чтобы вывести их оттуда" Да, грузинский президент признает, что вернуться в Абхазию нужно мирно, но если понадобится, то Грузия готова применить силу. "Нынешняя Грузия не та, что была в 1992-93 годах. Мы стали еще сильнее, у нас есть армия, внутренние войска, сильная полиция, а самое - главное настрой нашего народа". Дошло до того, что вчера в парламенте Грузии раздавались предложения объявить войну России. Но, слава Богу, это на смех подняли в самом парламенте.
В самой Абхазии выступают против вывода российского контингента. У меня на руках обращение абхазского парламента и главы республики Владислава Ардзинбы о недопущении вывода российских войск и просьба оказать помощь в защите территории. Только что парламент Южной Осетии заявил, что "с глубокой озабоченностью воспринял известие о дестабилизации обстановки в Абхазии. Действия террористов уже повлекли гибель значительного числа мирных жителей. С тревогой воспринимаем заявления официальных лиц Грузии, допускающих вариант решения конфликта не мирным путем. Жители Южной Осетии, больше половины которых - граждане РФ (то же самое и в Абхазии, и сегодня мы не можем бросить своих граждан), видят в России реальный фактор стабильности. И просим президента и Государственную Думу принять адекватные меры реагирования, чтобы не допустить еще одного очага насилия".
Сегодня в Южной Осетии и в Абхазии нет ни одного дома, где не было бы хотя бы двух автоматов. У абхазов то же самое, кроме того, у них есть и тяжелая техника. Когда грузинские войска войдут на одну из этих территорий, придет конец миру, вспыхнет весь Кавказ. Много для войны не надо - всего пара выстрелов с двух сторон, и все начнется. Если Шеварднадзе хочет этого, то он, должно быть, выжил из ума. Там не будет войск НАТО или ООН, потому что абхазцы будут воевать и с ними, как с противником. В Абхазии не верят международным силам. Так же, как и в Южной Осетии, они видят Россию основным гарантом мира и спокойствия.
Все это выльется в партизанскую войну. И в Южной Осетии, и в Абхазии есть горы. И я посмотрю, как эти хваленые грузинские вооруженные формирования будут там воевать. Если вся Россия с ее огромной военной машиной не может справиться с Чечней, то что маленькая Грузия будет делать, тем более, воюя на два фронта".