Невыносимая жажда смерти

Читать в полной версии →
Жаль, что пока человечество не придумало способов лечения коллективного бессознательного, которое у западного общества страдает серьезными болезнями

Как бы ни сопротивлялось наше сознание напору негативной информации, до конца это никак не удается.

То самолеты что ни день падают, то теперь новая напасть – сибирская зараза. Мир стоит перед угрозой психологического коллапса, всеобщей истерии и паники. Стоит ли удивляться, что многомиллионные убытки несут авиаперевозчики, когда в мирное время без всяких террористов вроде бы дружественная страна сбивает гражданский самолет и долго и цинично потом отбрехивается, пока окончательно в угол не припрут. Но это, действительно, беспрецедентный случай, вероятность которого ничтожна. Он связан с посттоталитарным сознанием и таким же поведением наших соседей и для мира скорее страшное исключение из правил. Пока.

Хорошо, но как быть простому пассажиру, купившему билет на самолет? Позарез лететь надо. Первое, что приходит в голову, – а плюнуть и ничего не бояться. Рожденный сгореть не потонет. Впрочем, катастрофа ТУ-154, взорванного украинскими вояками, опровергает эту знаменитую пословицу. Но опять-таки – исключение лишь подтверждает правило.

Ну что бояться локальной катастрофы, если миру грозит глобальная? Все мы когда-нибудь помрем, только детишек жалко, как говорили алкаши страны Советов в ответ на угрозу запредельного повышения цен на водку. Попасть на борт самолета, куда проникли террористы с бомбой, почти равновероятно тому, что на голову свалится Останкинская башня. Кстати, вероятность этого тоже вовсе не нулевая, как оказалось...

Биологическая угроза в психологическом плане куда страшней. Во-первых, вирус распространяется исподволь. Во-вторых, медицина подчас бессильна помочь. В-третьих, возможны массовые поражения, по сравнению с которыми гибель нескольких самолетов покажется мелочью.

И тут первое, что приходит в голову – откуда у террористов оружие? У талибов* и всех прочих международных преступников считанное количество источников. Самые популярные их поставщики – мы и Штаты. Ну, отчасти Китай, штампующий наши "калашниковы", да некоторые страны Европы – но это уже экзотика для богатых.

Итак, американцы и русские много десятков лет вовсю вооружали тех, с кем сейчас воюют. Мы – чеченцев, они – талибов. Но если для Америки полное эмбарго на поставку вооружений исламским режимам – лишь небольшое экономическое неудобство, то для нас торговля вооружениями – существенная статья доходов. Вопрос: можно ли одной рукой давать врагу дубину, а другой пытаться выбить ее из рук?

Ладно, предположим, танки и "стингеры" в обход правительства продавать сложно. Значит, пока объявлена война терроризму, временно вооружать их будут третьи страны, которые на этот случай накопили достаточно средств смертоубийства. Потом что? Как кончится вся эта мировая истерика – что, опять начнем свои истребители и зенитные комплексы продавать вполне очевидным потенциальным террористам? А куда ж денемся...

Огромные мощности задействованы, миллиардные отрасли работают только на это. Ведь, в отличие от Америки, мы кроме природных ресурсов и оружия фактически ничем не богаты. Ну и смотрите: кроме режимов, где теория мирового господства – основополагающая, некому импортировать вместо продуктов фугасы. Значит, и мы, и американцы, сами того не желая, являемся не меньшей угрозой человечеству, чем террористы.

Возьмем бактериологический террор. Спорим, у талибов и "Аль-Каэды" при всем желании не хватит средств на создание даже малюсенького контейнера со смертоносным вирусом! Нет технологии такой. Откуда ж они берут свои пакетики с белым порошком? Да покупают у тех, кто его производил в военных целях. У нас и у американцев, больше не у кого. Ну пускай, в данном случае неофициально, у коррумпированных владельцев. Не в этом дело. Террористы, хотят они этого или нет, демонстрируют миру актуальность одного из самых мощных бессознательных мотивов как личности так и всего человечества, прямо подтверждая гениальные находки великих психологов.

Перу Фрейда принадлежали работы, где результаты психоанализа обобщались философски или культурологически. Наиболее заметная из них – "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). В ней Фрейд говорит о том, что человеком движут две противоположные стихии – эрос и танатос, стремление к любви и стремление к смерти, и что последнее является таким же фундаментальным, как первое.

Два выдающихся ученика Фрейда – Карл Густав Юнг и Альфред Адлер вскоре откололись от ортодоксального психоанализа и создали свои школы – соответственно, аналитическую психологию и индивидуальную психологию. И лишь в иной форме подтвердили находки учителя.

И вот, всматриваясь заново в основные постулаты этих теорий на фоне последних мировых событий, отчетливо видишь, что реакция лидеров "мирового сообщества", равно как и обывателей на столь прямую угрозу – типичная, сто раз описана у вышеупомянутых классиков. Никто не хочет осознавать глубинных причин этого всеобщего мирового невроза, плавно переходящего во все более клиническую фазу – психоз.

Даже если предположить, что террористы действуют целиком бессознательно, не обращаются к трудам великих психиатров, не принимают в расчет психологические последствия своих действий, реакция на их преступления целиком укладывается в теорию психодинамики. И тем, кто хочет бороться с террористами эффективно, стоит действовать вовсе не ковровыми бомбардировками, а в первую очередь обратиться к основополагающим работам людей, по сути создавших XX век. В частности – понять, что причина поражений часто кроется не во внешних обстоятельствах, а внутри, в нашем случае, коллективного бессознательного. Элементарное рассуждение, о котором я писал выше: как можно вооружать бандитов и не понимать, что ружье рано или поздно пальнет по тебе – почему-то забыто. Ясно, почему – вытеснено в область бессознательного в угоду материальному, сознательному выбору, в угоду огромным выгодам, деньгам.

Если начать анализировать причины той же продажи оружия террористам на государственном уровне, политики вам назовут сотни факторов. Тут же заработают механизмы психологической защиты. Что это будет: типичная психоаналитическая "рационализация", мол, государствам деньги нужны, сотни тысяч рабочих мест и т.п., либо "интеллектуализация" – развитие высоких технологий в медицине ("антракс" и т.п.) и военной промышленности ("АВАКС" и т.п.), либо еще какие-то другие защитные реакции, коих предостаточно и перечислять их тут места не хватит, – не важно. Важно то, что в целом западное общество (и наше тоже, как часть его) структурировано на манер психоневротической личности.

Благодаря катаклизмам прошлого века, мировым войнам и массовым психозам, типа коммунизма и фашизма, как бы общество ни отрицало влияние основополагающих теорий и концепций психологов, от своей нездоровой сущности ему никуда не деться.

Капиталистический "эрос", это "цивилизованное общество" благоденствия, свободы, равенства, братства (всё с приставкой "псевдо"), постоянно наталкивается на собственный "танатос", на глобальное наращивание смертоносной массы, на осознание пустоты и бессмысленности богатства, провокацию нищеты и, как следствие, того же терроризма и всего, что с ним связано.

Важно понять, что влечение к смерти может быть как явное, активное – война, так и скрытое, пассивное. И это тоже азы теории.

Пассивным влечением к смерти, например, и является производство биологического, химического и прочего оружия массового поражения. И продажа его на сторону. Им же является попытка откупиться от третьих стран, использовать их в своих интересах. Даже разбрасывание пакетиков с продуктами над Афганистаном легко проинтерпретировать именно как подсознательное влечение к смерти тех, кто другой рукой пытается уничтожить врага.

Как представляется, в угаре сиюминутных и как всегда безапелляционных требований коллективного бессознательного, мгновенной актуализации его влечения к "танатосу" в связи с угрозой после американских терактов, западный мир психоаналитически "бежал в болезнь", поступив как типичный невротик. А на деле политики, особенно те, что принимают решения, сейчас не меньше нуждаются в сеансах психотерапии, чем жертвы катастроф.

Жаль только, что для президентов, парламентов и конгрессов обычно не предусмотрены такие услуги. Если западная ветвь человечества постепенно к этому не придет, произойдет то, что и предсказывают врачи, – распад личности, деградация. В какой форме это будет происходить с коллективным бессознательным – активное самоубийство в огне мировой войны либо пассивное отравление очередной моровой язвой, – покажет будущее, до которого не дай Бог дожить.

Время для осознания, однако, еще есть. Надеюсь.

* Организация запрещена на территории РФ

Игорь ИГРИЦКИЙ |
Выбор читателей