Казалось бы, всем очевидно, что эту профессиональную синекуру для профессиональных бездельников ввиду ее очевидного вреда надо было прикрыть давно, но, тем не менее, президентский указ вызвал страшный переполох, который в прессе назвали "неоднозначной реакцией среди политиков России". Добавим: особенно имеющих отношение к проблемам Северного Кавказа. Но не только.
Думский Комитет по делам национальностей (председатель – Валентин Никитин), видимо, окончательно потеряв чувство реальности, разработал проект обращения Думы к президенту, в котором дал высокую оценку деятельности отмененного министерства, назвал указ Путина шагом, не соответствующим реалиям общества и государства, и призвал еще раз взвесить все его возможные последствия. С упразднением министерства, считают депутаты, национальные вопросы не исчезнут. И с этим нельзя не согласиться, поскольку национальный вопрос в России и соответствующее министерство всегда существовали друг от друга несколько отдельно.
Впрочем, и тут все понятно. Такими синекурами просто так не бросаются. Назовите хоть один комитет Госдумы, который бы, осознав наконец свою полную бесполезность для общества, добровольно и с радостью объявил бы о самороспуске. Нет таких. И Комитет по делам национальностей не стал исключением. Мало кто сомневается, что его удастся сохранить, однако борьба на этом не заканчивается.
Дело в том, что Миннац, при всей своей кажущейся бесполезности для страны, был основным лоббистом интересов северокавказских республик, или, точнее говоря, северокавказских кланов. Он объяснял, научно обосновывал, доказывал, почему горцам Дагестана или Ингушетии деньги, квоты, дотации и прочие льготы гораздо нужнее, чем остальным народам России. По сути, так называемая "национальная политика", проводимая министерством, позволяла одним народам жить за счет других, поэтому естественно, что реципиенты возмущены до крайности. Такие "киты" национальной политики, а проще говоря – представители кавказского лобби, как лидер Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов, глава парламента Дагестана Муху Алиев, президент Ингушетии Руслан Аушев, депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов и другие, будут использовать любые возможности для давления на президента, чтобы побудить его возродить злополучное министерство.
Их логика смешна, но вместе с тем понятна: есть министерство – есть национальная политика, нет министерства – нет национальной политики. Министерство ничего толком не делало, но зато оно – было, а значит, был порядок. Теперь его нет, и все в одночасье рухнет. Поскольку люди, говорящие подобные вещи, сами по себе неглупы, то весь этот бред можно было бы спокойно отнести на счет лоббистских ухищрений и просто забыть. Дело тут в другом. В то время как полное отсутствие миграционной политики в условиях разгорающейся войны в Афганистане и обостряющейся межэтнической ситуации стало представлять серьезную угрозу для целостности России, глава отмененного министерства Александр Блохин вплоть до последнего дня твердил, что миграционная обстановка на границах России не вызывает особого беспокойства. Со стороны министра это уже не лоббизм, а пренебрежение служебными обязанностями в форме введения руководства страны в заблуждение.
Например, по оценке председателя комитета Госдумы по обороне Андрея Николаева, ожидаемый поток беженцев из Афганистана в республики Центральной Азии может достичь 3-5 миллионов человек, причем в силу прозрачности российских границ многие из этой армии вскоре окажутся в центральной части России, в Москве и других крупных городах. А памятуя, что в качестве средств к существованию они захватят с собой наркотики и оружие, передача функций контроля над нелегальными мигрантами в ведение МВД кажется вполне осмысленной.
По словам депутата Государственной думы, члена Комитета по собственности Евгения Ищенко, "Конституция РФ гарантирует всем российским гражданам равные права, независимо от их национальности, поэтому одни граждане не могут быть для государства "более равными", чем другие. Соответственно, непонятно, для чего нужно такое министерство, как министерство по делам национальностей". Если подразумевается сохранение каких-то особых культурных традиций, считает депутат, тогда это должно быть предметом ведения Министерства культуры. А пресловутый Миннац не давал стране ничего, кроме спекуляций вокруг национального вопроса и выращивания сепаратистски настроенной национальной бюрократии. Кстати, в аналогичном ключе может быть решен вопрос и об отмене графы "национальность" в российских паспортах и анкетах. По крайней мере, это было бы логичным, тем более что большинство населения поддерживает переход от дифференциации по национальному признаку к равному отношению ко всем гражданам.
Мы привели примеры чиновного сопротивления указу президента просто для того, чтобы лишний раз подчеркнуть: даже такие очевидные и давно назревшие меры встречают ожесточенное сопротивление.
Министерство упразднили, но что дальше? Теперь многое будет зависеть от того, кто будет назначен верховным координатором деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации национальной политики – очередной свадебный генерал или жесткий профессионал с соответствующими полномочиями. В любом случае, это будет момент истины, а при втором варианте – еще и начало новой национальной политики президента.