В ноябре 1998 года спецслужбы, расследовавшие организованные бен Ладеном взрывы американских посольств в Восточной Африке, заявили, что люди из ближайшего окружения террориста ищут выходы на продавцов компонентов, необходимых для создания ядерного оружия. Тогда же в интервью некоторым американским СМИ бен Ладен заявил, что завладение ядерным и химическим оружием считает своим "религиозным долгом". И вот сейчас намекает, что этот долг он исполнил.
В отличие от простых западных граждан, склонных верить всему, особенно после апокалипсиса 11 сентября, политики разных стран отнеслись к заявлениям саудовского миллионера сдержанно. Одним из первых отреагировал президент Пакистана Первез Мушарраф, заявивший, что бен Ладен не располагает ядерным оружием. Любопытно, что отрицая в эфире американской телекомпании NBC наличие у бен Ладена ядерного оружия, Мушарраф не был столь категоричен в отношении двух других угроз, химической и бактериологической. Более того, пакистанский президент даже намекнул на то, что химическая угроза со стороны "Аль-Каэды" вполне реальна ввиду легкости изготовления подобного рода оружия. К словам Мушаррафа следует отнестись не только как к словам безусловно осведомленного человека, но и как к мнению хозяина одного из "ядерных чемоданчиков", чья страна в первую очередь попадает под подозрение в отношении утечек технологий. Впрочем, об этом ниже.
Американские эксперты также не верят, что у террористов может быть собственное ядерное оружие. Эксперты указывают, что в афганском городе Дерунта размещена лаборатория по производству цианида: это все, что есть у "Талибана" и "Аль-Каэды". Возможно, разработки ведутся в отношении других отравляющих средств, вроде фосгена или хлорина, но наверняка это не известно.
Есть мнение, что американские военные говорят меньше, чем могли бы. В Мазари-Шарифе якобы также располагалось производство чего-то такого, что подходит под определения химического или бактериологического оружия. По некоторым данным, ЦРУ знало точное расположение лабораторий, и именно поэтому США наносили удары по городу и его окрестностям чрезвычайно аккуратно, к вящему неудовольствию Северного альянса. Если эта тактика была связана с желанием предотвратить катастрофу (в случае взрывов на территории подобного рода предприятий), то она оказалась удачной: Мазари-Шариф взят антиталибскими войсками, и лаборатории, если они существовали в действительности, уже находятся под контролем американцев (их специалисты уже некоторое время пребывают в расположении войск Северного альянса).
Напротив, глава военного ведомства Великобритании Джоф Хун не был столь категоричен: он допустил, что у бен Ладена в действительности есть ядерные материалы. Однако, сказал британский министр, у террористов вряд ли имеется возможность создать собственную бомбу. Утешение слабое. Да, у "Аль-Каэды", возможно, нет бомб с детонаторами, как нет и традиционных средств доставки ядерных боеприпасов – ракет, самолетов. Но несколько килограммов радиоактивных материалов, по мнению специалистов, могут вполне стать причиной локальной ядерной катастрофы, а для их доставки на место вполне хватит грузовика, автобуса, катера или пассажирского "Боинга".
Анализируя высказывания разных политиков на этот счет, важно держать в уме одно немаловажное обстоятельство: если в руках террористов действительно находится оружие массового поражения, то некую долю прямой ответственности за это несет одна или несколько стран т.н. "цивилизованного мира", то есть того самого, к которому принадлежат США и Россия. Именно "великие державы" долгое время вполне легитимно разрабатывали и испытывали все эти виды вооружений. Последние, как известно, требовали и требуют освоения высоких технологий, неведомых подавляющему числу стран третьего мира, не говоря уже об отдельных группах или организациях. Так что, как ни крути, речь идет исключительно об утечке технологий, за которую рано или поздно кто-нибудь должен будет ответить. Это обстоятельство, безусловно, вносит нервозность или, по крайне мере, сдержанность в речи президентов, премьеров и министров США, России, Великобритании, Германии и Франции.
Владимир Путин, который также высказался на этот счет, назвал "маловероятным" факт наличия у террористов оружия массового поражения. Похоже, заранее зная, на кого первым падет подозрение, президент постарался сразу исключить Россию как источник возможной утечки. Биологическое оружие в нашей стране планомерно уничтожалось все 90-е годы, а ядерное и химическое находится, как говорят военные, под надежным контролем.
Но ядерное оружие, бывшее достоянием всех республик Советского Союза, после распада последнего кое-где осталось без присмотра. Los Angeles Times, ссылаясь на руководителя исследовательской группы из Monterey Institute of International Studies Уильяма Поттера (William Potter), приводит лишь один из фактов. В сентябре 1993 года во время войны между Грузией и Абхазией из Сухуми, известного не только своими курортами, но и несколькими ядерными лабораториями, пропали два килограмма обогащенного урана – главного компонента для ядерного оружия. Примечательно, что в неразберихе гражданской войны с территории ядерной лаборатории пропал именно обогащенный уран, в то время как другие радиоактивные материалы не тронули.
Так или иначе, слова бен Ладена подлили масла в огонь сомнений и страхов. Хотя кто знает – может быть, известному террористу именно этого и надо.
* Организация запрещена на территории РФ