Надо сказать, что информация о готовящемся побеге Радуева появилась еще в прошлом году. Террорист должен был пройти судебно-психиатрическую экспертизу в Российском научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского. Но перед началом освидетельствования поступили оперативные данные об организации операции по освобождению заключенного из-под стражи. По этой причине обследование было проведено за один день, тогда как в обычных условиях процедура занимает около месяца. Тем не менее, "воин ислама" был признан вменяемым. По словам директора Центра психиатрии Татьяны Дмитриевой, террорист и "не пытался симулировать какое- либо психическое заболевание, легко и свободно отвечал на вопросы".
Радуева обвиняют более чем по 10 статьям УК России, ему инкриминируются терроризм, убийства с особой жестокостью, организация незаконных вооруженных формирований, похищения людей, захваты заложников, бандитизм. Уголовное дело было заведено после 9 января 1996 года. Тогда Радуев по личному указанию президента Ичкерии Джохара Дудаева во главе отряда из 300 боевиков напал на Кизляр. Захватив здание роддома и горбольницы, бандиты удерживали в заложниках примерно три тысячи человек, в основном женщин и детей. 10 января боевики ушли из города, прикрываясь 200 заложниками, но были остановлены федералами у села Первомайское Хасавюртовского района. Там в течение восьми дней шли бои, в результате которых большинство пленных удалось освободить. Однако сам Радуев и часть его отряда скрылись на территории Чечни, и поймать террориста удалось только 12 марта 2000 года. В тех боевых действиях погибли 78 человек - военнослужащих, сотрудников МВД и мирных жителей. Были ранены более сотни участников операции. Ущерб Первомайскому оценен в 269 млрд неденоминированных рублей. Всего потерпевшими были признаны свыше трех тысяч человек.
Начинающийся процесс власти постараются сделать максимально открытым. Дальнейшее место проведения суда будет определено в ходе слушаний, скорее всего, им станет СИЗО Махачкалы. Значимость процесса подчеркивает тот факт, что впервые за 40 лет главным обвинителем будет Генеральный прокурор России, что придает суду большое политическое звучание. В принципе, генпрокурор В.Устинов этого и не отрицает. По его словам, "процесс должен показать, что Россия борется с терроризмом не только силой оружия, но и силой закона".