Киномусор и мусорщики

Читать в полной версии →
Большой черный пистолет, как символ российского кинематографа времен вседозволенности, мы никому не отдадим. Это наше всё, это святое, как лимончик с солью на закусь к текиле или три выигранных круга в рулетку

Мусорщик (Россия, 2001)
Режиссер: Георгий Шенгелия
В ролях: Алексей Гуськов, Олеся Судзиловская


Маленький заснеженный провинциальный городок. Он и Она. Он – уехавший из столицы в глухомань, считающий своим призванием убирать мусор на аккуратных чистеньких зимних улочках, завоевавший любовь и уважение сильных городка сего – от мэра до местных бандитов. Она – сама в душе отчаянная провинциалка, положившая все силы, чтобы завоевать столицу и найти там свое место, решив, что для достижения цели хороши любые методы. Он и Она встретились в этом забытом (или, наоборот, благословенном) Богом уголке, ну и, разумеется, полюбили друг друга. Но были они столь разными, что классической мелодрамы не получилось. Таков сюжет повести "Мусорщик" Ивана Охлобыстина, написанной еще в начале 1990-х годов.

Режиссер-постановщик Георгий Шенгелия взялся за экранизацию всерьез, сделав из повести зрелище на все времена, согласно эстетике все тех же 90-х. Когда героями могли быть только киллеры и проститутки (трансформация еще библейских образов блудницы и убийцы). Когда вместо любовной истории проще нарисовать замысловатую интригу, оформить ее интеллектуально-загадочным бредом, сдобрить золотой текилой (любимый напиток дворников), много и часто показывать крупный план иномарки (каковая марка вроде бы выступает в качестве спонсора), а также поставить в титры новообращенного отца Иоанна (Охлобыстина). Но время скоротечно и беспощадно, картинка из приведенных деталек не складывается, сюжет хромает, актеры играют в психологические гадания: ты мне расскажешь мое прошлое-настоящее-будущее, а я расскажу тебе твое собственное. Больше актерам играть нечего, впрочем, как и режиссеру снимать. Гуляния у провинциального мэра на белом пароходе, фейерверки в честь проводов в армию, катания на белых конях, эксклюзивные костюмы, которые в глухомани принято надевать к ужину, кокаиновая дорожка (завтрак, обед, ужин героини), рулетка в подвальчике-казино, городские романсы под гитару и неожиданный заказ киллеру, отошедшему от дел. Еще Чехов предупреждал – не играйте с огнестрельным оружием, ежели оно у вас стрелять не собирается. Ну уж нет, большой черный пистолет, как символ российского кинематографа времен вседозволенности и чернухи, мы никому не отдадим. Это наше всё, это святое, как лимончик с солью на закусь к текиле или три выигранных круга в рулетку.

Мусорщик у Шенгелия – не святой и не праведник, он жертва тех самых 90-х, которые чем дальше, тем романтичнее нам кажутся. Герой отстреливал в Москве всякую мразь и только потом подался в уборщики белоснежных деревенских улиц. Почему он откажется выполнить новый заказ – непонятно, как не стало бы понятно и его согласие. Ну просто профессия у него другая, просто он теперь мусорщик.


Фильм можно увидеть в кинотеатре "Ролан".

Евгения ПЛЯШКЕВИЧ |
Выбор читателей