Память бывает двух видов – кратковременная, или оперативная, и долговременная. Студенты во время сессии ухитряются за ночь "затолкать" в свою память огромное количество сведений, которые улетучиваются сразу после экзамена. Больные с так называемой старческой забывчивостью в мельчайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад.
Возможности памяти безграничны. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге; такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс уже в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг. Доминик О'Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.
На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то – что услышал. В таких случаях говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств: в состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика.
Во многом способность к запоминанию зависит от степени тренированности. Британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у шоферов такси и представителей других профессий. Оказалась, что у таксистов она развита гораздо больше. Более того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по-иному.
Жалобы на плохую память учащаются после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле это не всегда связано именно с возрастом. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она "детренируется". Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в некоторых странах, в частности в Германии и в США, все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками.
Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит, так сказать, из активной памяти в пассивную.
Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли.
Второй закон памяти – повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый Завет. Им удается запомнить ее главным образом за счет повторения.
И, наконец, третий закон – ассоциация. Хороший способ надежно запомнить какой-то факт – ассоциировать его с каким-либо другим фактом.