Президент, отвечая вчера в Греции на вопросы журналистов касательно положения дел на Ближнем Востоке, недвусмысленно посоветовал Арафату, как "ответственному политику", способствовать изоляции экстремистских сил, дестабилизирующих ситуацию в этом регионе. Напомним, что несколькими днями ранее, сразу же за масштабными террористическими актами в Иерусалиме и Хайфе, жертвами которых стали несколько десятков израильтян, российский МИД впервые, пожалуй, в своей истории жестко призвал лидеров ПА обуздать экстремистские палестинские группы, содействующие террору. Не будет преувеличением сказать, что подобный сдвиг российской внешней политики в сторону более реалистичного взгляда на ближневосточную проблему может перерасти во второй по счету (после 11 сентября) позиционный "разворот" МИДа от традиционалистских ориентиров к новым международным реалиям.
Позиция России, перестающей закрывать глаза на неспособность Арафата контролировать ситуацию в Автономии, еще не означает полного смещения ориентиров для нашей внешней политики в этом регионе. МИД продолжает поддерживать Арафата, вернее, любой его шаг, претендующий на решительность в борьбе с террором. "Арафат является официально признанным в мире политическим руководителем, и мы поможем ему выйти из кризиса", – заявил сотрудникам палестинского информационного агентства WAFA министр иностранных дел Иванов. В частности, Иванов приветствует введение на территории ПА чрезвычайного положения (предусматривающего запрет на проведение демонстраций, ношение оружия и т.п.). Россия, как страна, сама борющаяся с террором, хотела бы похвалить Арафата за аресты боевиков, однако вместе с остальным миром пока не знает, имеет ли такую возможность.
С этими лидерами последние двое суток творится что-то непонятное. Арафат, не на шутку напуганный решимостью Израиля по полной программе "пройтись" по людям палестинского лидера, а может, и по нему самому, говорят, часами сидит на телефоне, разговаривая с Вашингтоном и умоляя США запретить Тель-Авиву его, Арафата, убивать. Вашингтон уже заявил, что не давал Шарону согласия на это, но вместе с тем намекнул, что, если палестинский вождь не проявит "решимости в борьбе с террором", случиться может всякое. Израильский премьер Шарон, настаивающий, что в лице Арафата его государство имеет дело прежде всего с террористом, а не с политическим деятелем (тут можно вспомнить еще и о том, что Ясир Арафат – лауреат Нобелевской премии мира), всем видом демонстрируя вынужденность этого шага (под прессингом Вашингтона), передает своему визави список 36 лидеров террористических организаций, ведущих вооруженную борьбу с Израилем, и требует их ареста.
И аресты начались, хотя кто, кого и зачем арестовывал, ясно так и не стало. Спецслужбы Арафата нагрянули в дома лидеров "Джихада", ХАМАС и других военизированных структур. Без шума и пыли дело уладить не удалось – главу ХАМАС шейха Ахмеда Яссина (Ahmed Yassin) в Газе попытались защитить активисты этой организации. Неразбериха закончилась смертельным огнестрельным ранением одного из них. Многие поспешили заявить, что в Автономии начинается гражданская война. Однако чуть позже появились иные сведения: будто бы Яссина не арестовывали, а перевезли в другое место, выводя из-под удара израильских ВС; по другой версии, хамасовцы чуть позже вновь отбили своего лидера у не больно сопротивлявшихся этому "арафатовцев".
Как ни странно, но даже гипотетический арест столь видного вдохновителя терроризма, каковым является 65-летний Яссин, не является существенным фактором кризиса. Полагают, что палестинская полиция задержала порядка 180 активистов ХАМАС и "Исламского джихада", однако и раньше люди Арафата задерживали и даже отправляли в тюрьмы сотни боевиков, которых спустя некоторое время... мирно отпускали. Кстати, многие из этих людей и становились террористами-смертниками, взрывающими себя на улицах израильских городов.
Вообще-то, Арафату не позавидуешь. События последнего года на Ближнем Востоке сделали его крайне бесперспективным переговорщиком для Израиля. Арафат не желает ссориться с ХАМАС и в этом смысле действительно ответственен за террор на улицах израильских городов. Израиль почти в открытую говорит, что "уход" главы автономии (надо ли уточнять, что под этим подразумевается?) мог бы способствовать завязыванию нового мирного процесса с людьми, лишенными обязательств Арафата перед террористическими группировками. Поэтому опасения палестинского лидера, что израильские коммандос его рано или поздно достанут – с благословения США или без оного, – вполне справедливы. С другой стороны, малейшее подозрение на потворство "сионистам" может навлечь на Арафата репрессии со стороны того же "Исламского джихада": в арабском мире плохо прощают то, что считают предательством. Теоретический шанс для главы ПА заключается лишь в смене нынешнего израильского кабинета: в этом случае Ясир Арафат может выйти на очередную амплитуду качелей по траектории "мирные переговоры – "интифада". Однако Тель-Авив ему такой подарок вряд ли сделает.