Первым недовольным, впрочем, был Абдулкадыр, губернатор восточного Афганистана, который еще в Бонне сказал, что Афганистан на этой конференции представлен неровно. Подписанное соглашение вслед за Дустумом осудил и Сайед Ахмад Гайлани, возглавлявший пешаварскую группу на переговорах. А бывший премьер Гульбеддин Хекматиар вообще назвал новое правительство "незаконным" и "марионеточным".
Почему же так получилось? Поначалу ведь казалось, что все идет хорошо. Кандидатура Хамида Карзая на посту премьер-министра устроит всех: как-никак, авторитетный полевой командир, человек образованный, происходит из знатного рода. Однако он по происхождению пуштун, и к тому же выдвиженец США, что затмило все его достоинства в глазах представителей Северного альянса. Альянс только в последний момент согласился на назначение Карзая, выторговав себе портфели силовых министров.
Казалось также, что Северному альянсу грех жаловаться: ему досталось более половины министерских должностей. Но победителям и фактическим хозяевам страны нелегко делиться властью. К тому же в Афганистане нет чисто политических сил и альянсов: там все замешено на родоплеменных связях и этнической принадлежности. Северный альянс с этой точки зрения – не более чем союз этнических меньшинств: таджиков, узбеков, хазарейцев. Большинство же населения страны составляют пуштуны, и они недовольны, что власть сосредоточилась не в их руках.
В общем, почва для потенциальных конфликтов была в избытке создана в Бонне. Да к тому же ООН, определяя пропорциональный состав правительства, исходила из данных последней переписи населения Афганистана, которая состоялась, мягко говоря, давно. А теперь представители каждой народности Афганистана уверяют, что именно их в стране стало больше, а всех прочих – меньше.
Очевидно уже, что и в самом Северном альянсе произошел раскол. Лидер Исламской партии Афганистана Вахидулла Сабахун, в частности, заявил, что внутри альянса министерские посты "распределены несправедливо" и некоторые партии, входящие в Объединенный фронт моджахедов, не получили никаких мест, в то время как другие получили их "слишком много". На это же, собственно, обиделся и Дустум.
В общем, широко разрекламированное соглашение в итоге не устроило в Афганистане почти никого. Так всегда получается, если процесс достижения компромисса "форсируется" внешними силами. В данном случае этими силами выступило мировое (преимущественно западное) сообщество. Его логику, впрочем, понять можно: решать будущее своей страны должны, конечно, сами афганцы, но они уже столько лет воюют друг с другом! Им сложно договориться. Значит, нельзя пускать процесс урегулирования на самотек, нужно его контролировать, помогая в поиске компромисса. В этом совпали позиции и США, и ЕС, и ООН, и России. Но помогать и контролировать беспристрастно ни у кого не получается, особенно у великих держав. Вот и свелось урегулирование к продвижению своих союзников и укреплению своего влияния в стране.
А чем, собственно говоря, так уж привлекателен Афганистан для сильных мира сего? Террористы в нем скоро совсем переведутся – воевать станет не с кем, а что касается талибов*, то Вашингтон уже не прочь рассматривать их (точнее, то, что от них осталось) как полноправную часть политического ансамбля страны (чуть было не включили их в новое правительство). Отдельный вопрос: почему вдруг Россия устремилась в Афганистан, высадив там мощный десант дипломатов и МЧСовцев (по виду мало чем отличающихся от военного контингента)?
"России от Афганистана ничего не надо", – уверяет видный дипломат, бывший посол СССР в Афганистане Юлий Воронцов. Однако сам же упоминает о том, что в свое время российские геологи нашли на севере страны газ и нефть и, уходя, заглушили скважины. Так ли просто забыть о столь ценных находках? Представители российского МИД не скрывают, что нашу страну весьма интересуют имеющиеся в Афганистане крупные запасы меди, а также газа, нефти и драгоценных металлов. Почти все они, кстати, сосредоточены на территории, подконтрольной Дустуму, и тот, объявив бойкот правительству, уже заявил, что не подпустит его представителей к полезным ископаемым.
В целом же применительно к Афганистану продолжает действовать тезис о "мягком подбрюшье" СНГ, которое Москва не прочь превратить в зону своих интересов. "Результаты победы над талибами в Афганистане должны быть справедливо и честно поделены между Россией, США и Северным альянсом", – считает вице-спикер Госдумы Владимир Лукин. "Мы вправе рассчитывать на приемлемое (и для России, и для США, и для Евросоюза) новое правительство Афганистана, а также на спокойную обстановку в северных провинциях Афганистана, прилегающих к границам стран-союзниц России... Расчеты на то, что Россия не будет отстаивать свои интересы в этом регионе, являются заблуждением".
А наблюдательная казахстанская газета "Время По" подметила одно любопытное совпадение. "Сначала по телеканалу ОРТ показывают, как в Приднестровье грузятся на железнодорожные платформы 152-мм самоходные артиллерийские установки "Акация". Через неделю по тому же каналу можно увидеть, как солдаты Северного альянса осваивают эти же самые САУ, выставленные в ряд". Таким образом, считают казахстанские журналисты, Россия убивает сразу как минимум двух зайцев: с выгодой избавляется от ненужной и устаревшей военной техники и приобретает друзей и влияние в Афганистане.
Однако Афганистан интересен не только как обладатель определенных запасов полезных ископаемых и не столько как рынок сбыта устаревшего оружия. Это – сердце Азии, весьма перспективная транзитная страна. Недавно Вашингтон и Лондон отменили санкции против Афганистана и Пакистана, и теперь ничто не мешает вернуться к отложенному когда-то (из-за плохого поведения талибов) грандиозному проекту по транзиту туркменского и узбекского газа через предгорья Гиндукуша в Карачи (к берегу Индийского океана). С 1997 года существует соглашение между Туркменией, Пакистаном и рядом крупных нефтяных компаний (в том числе американской "Юнокал") о строительстве трубопровода длиной в полторы тысячи километров и стоимостью примерно в три миллиарда долларов. Теперь о нем вспомнили, и в первую очередь в Туркмении, мечтающей избавиться от российской опеки в деле экспорта газа. Понятно, что все участвующие в проекте стороны заинтересованы в стабильности афганского режима. А некоторые считают, что лучшая стабильность – это собственный контроль над ситуацией. Вот так и возник вопрос о введении миротворческих сил в Афганистан.
Достигнутое в Бонне соглашение допускает ввод в Афганистан миротворцев, однако эксперты-востоковеды говорят о пагубности этой затеи: за не одну сотню лет попыток оккупации Афганистана у его населения сложилась стойкая антипатия к иностранцам в военной форме. "Когда иностранцы влезают в эту страну, они всегда терпят поражение, – свидетельствует Юлий Воронцов. – Уже сейчас Северный альянс предупреждает: не нужно иностранных войск. Сделали свое дело – и до свидания". Но как же быть, если сами по себе афганцы никак не договорятся? Похоже, тут действует принцип: веревочка, предоставленная самой себе, завязывается в узлы.
Сможет ли афганское правительство контролировать ситуацию в стране, и стоит ли размещать в Афганистане иностранные воинские контингенты? Эти вопросы – в сущности, две стороны одной медали.
"Сформированное на боннской конференции временное правительство Афганистана способно стабилизировать ситуацию в стране", – заявил военный атташе афганского посольства в Душанбе Вадуд Куддуси. Он сообщил также, что за последние два месяца к местам постоянного проживания вернулись более 250 тыс. афганских беженцев, в том числе из России, Таджикистана, стран Центральной Азии.
"Самодостаточных" взглядов придерживаются, в целом, и в самом Афганистане, и в его окрестностях. Глава Пакистана Первез Мушарраф, например, убежден, что "широкопредставительное и многоэтническое" правительство способно принести мир и стабильность Афганистану и всему близлежащему региону. Впрочем, он-то имеет тут свой корыстный интерес: не хочет терять влияния на нестабильного соседа.
Но если афганское правительство и способно урегулировать ситуацию в стране, то только в перспективе, а в настоящий момент, по убеждению абсолютного большинства обозревателей, главным стабилизирующим фактором является иностранное военное присутствие. Так считает, в частности, зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. Однако он при этом убежден, что такое присутствие "рано или поздно войдет в противоречие с интересами основных политических сил страны, которые исторически не воспринимают долгосрочный иностранный диктат". Бывший посол СССР в Афганистане Юлий Воронцов уверен, что иностранные силы долго в Афганистане и не станут задерживаться, чтобы не быть втянутыми в неизбежные, по его мнению, междоусобицы. А без иностранного вмешательства афганцы быстрее все уладят.
Другой бывший посол в Афганистане, нынешний председатель комитета Госдумы по делам СНГ Борис Пастухов считает иначе: "Весь исторический опыт Афганистана показывает, что сами афганцы договориться между собой не смогут". Что же касается Северного альянса – "несмотря на военную победу, осуществлять эффективное политическое, экономическое, военное и прочее руководство на всей территории Афганистана он не в состоянии".
Такая точка зрения, впрочем, более характерна для американцев. Профессор Йельского университета, автор книги "Возникновение и падение великих держав" Пол Кеннеди убежден, что любая "попытка реконструировать страну без участия американцев окажется ненадежной. Именно сейчас прячется большое количество оружия для ведения внутренних войн. Смерть одного из предводителей талибов или князей войны обязывает его семью и последователей мстить. Кажется маловероятным, что коалиция продлится долго – все вновь возьмутся за оружие".
Американский политолог Эли Краковски полагает, что просто "необходимо уничтожить любые надежды афганских группировок на то, что соседние государства помогут им в осуществлении их амбиций, ибо это рецепт катастрофы. Каждая из них уже начала свою игру, предчувствуя скорый уход Соединенных Штатов из Афганистана". Вывод один: уходить нельзя. Американские обозреватели очень опасаются того, что после разгрома террористов Вашингтон потеряет интерес к Афганистану, и тогда там опять начнется заварушка.
Все это звучит вполне убедительно, особенно в свете продолжающегося сопротивления талибов, которые, похоже, все-таки начали партизанить. Еще один бывший посол (на сей раз талибский – в Пакистане), мулла Абдул Салям Заиф о новом правительстве высказался однозначно: "Это не правительство Афганистана, оно неприемлемо для афганского народа. Это "марионеточное правительство", образованное "для обслуживания интересов США и других иностранных государств". Он заверил, что талибы продолжат борьбу с "иностранными марионетками". Вполне вероятно также, что не только они будут в этом участвовать: независимых и обидчивых полевых командиров в Афганистане хватает.
Талибский посол прав в одном: нынешнее политическое урегулирование Афганистана устроилось в основном благодаря усилиям зарубежных "патронов". В целом, они получили то, чего хотели: во главе переходного правительства находятся достаточно лояльные фигуры, в правительство вошли основные этнические и политические силы страны. Так что же, несмотря на нынешние неурядицы, мировое сообщество все-таки может быть спокойно за будущее Афганистана?
Увы, ни спокойствия, ни мира не предвидится: один сплошной афганский облом. Кого ни назначь премьером, он не будет иметь реальной власти (роль политика в афганском обществе ничтожно мала). Юлий Воронцов так характеризует политическую специфику этой страны: "У афганцев главная роль принадлежит не политикам, а вождям племен. С ними о чем-то договорились сегодня, а завтра им что-то не понравилось, и они уходят и начинают стрелять в разные стороны". Короче, продолжения гражданской войны в Афганистане никто не исключает. А ввод в страну "воинов-интернационалистов" может придать этой войне (как бывало уже не раз) пафос борьбы с оккупантами.
Произошло то, чего опасались: с разгромом движения "Талибан*" в стране образовался вакуум власти, как в начале 90-х, перед приходом талибов. И коалиционное правительство, похоже, абсолютно не в силах заполнить этот вакуум. А заявления Дустума свидетельствуют о тяготении страны к новой феодальной (точнее – этнической) раздробленности, замешанной на стремлении контролировать природные ресурсы.
Дополнительную интригу создает вновь развернувшееся соперничество между США и Россией за влияние в стране и регионе. Что бы там ни говорили российские политики, но Москве было бы выгодно сейчас отделить "дустумовские" территории, граничащие с СНГ и богатые полезными ископаемыми. США же хотят контролировать всю страну: им нужен форпост в Азии, к тому же они не прочь проложить там газовую трубу.
Все это не сулит мира Афганистану. Соответствующим мрачным фоном стала и рано наступившая зима, которая создала значительные трудности с доставкой гуманитарных грузов в горные районы. Кроме того, гуманитарные караваны подвергаются опасности нападения многочисленных банд (в основном талибских, но не только), кочующих по стране. Ни новое правительство, ни силы Северного альянса не в состоянии обеспечить безопасность и порядок даже в окрестностях крупных городов, не говоря уже о сельской местности.
Так что на Западе (да и в самом Афганистане) уже звучат нотки ностальгии по "порядку", который существовал при талибах, особенно на том этапе, когда Запад еще имел на них какое-то влияние. Очень специфически (методом "секир-башка") тогда поддерживалась образцовая дисциплина в обществе, не менее специфически шла бурная экономическая жизнь (у нас бы это назвали расцветом черного рынка).
Теперь Афганистан, похоже, расслабился. При этом лидеры практически всех группировок (в том числе и "обиженные") кивают на Лойю джиргу – всеафганское собрание старейшин, которое, по соглашению, должно собраться через полгода и все решить. Вот тогда-то, дескать, и посмотрим, а пока – шабаш!
К сожалению, а может быть, к счастью, нынешнее компромиссное правительство страны – структура временная. Ему дана власть, чтобы оно затем передало ее учредительному собранию – Лойе джирге. И в Афганистане, и на Западе на Лойю джиргу возлагают большие надежды: она, учитывая авторитет старейшин, может действительно расставить в стране все по своим местам. В частности, умерить амбиции Дустума (который, как полагают, блефует, не имея должной поддержки населения), выработать более адекватные пропорции этнического представительства, а также легитимировать присутствие иностранных войск.
Впрочем, есть опасения, что произойдет очередной облом: победители талибов окончательно передерутся, не дожидаясь Джирги, и собрать ее потом будет проблематично. А может, и соберут, да слишком поздно, и получится как с учредительным собранием в России – караул устанет... со всеми вытекающими последствиями. Но в любом случае, все взгляды, в которых еще теплится надежда на мир в Афганистане, устремлены сейчас на полгода вперед: именно с Джиргой связываются самые оптимистичные прогнозы.
* Организация запрещена на территории РФ