Суть обвинений состоит в том, что министр расширил штаты своего ведомства на 250 человек, увеличил фонд оплаты труда, а также создал фонды, в которые перечислялась часть прибыли каждой из 17 российских железных дорог. Кроме того, железные дороги недоплатили в 2000 г. налоговым органам 11 млрд рублей. Но следователи не усматривают в действиях Аксененко корыстной заинтересованности и не считают, что министр нанес серьезный ущерб отрасли. Однако в случае необходимости к существующим претензиям могут добавиться и другие - покупка квартир на бюджетные деньги и нарушения при расходовании 70 млн руб., выделенных на реализацию программ по северному завозу в 1997 году.
Первая реакция Аксененко на действия Генпрокуратуры была резко негативной. Мол, следственные мероприятия направлены на срыв реформ на железнодорожном транспорте и дискредитацию власти. Тем не менее, маловероятно, что обвинения в адрес главы МПС прозвучали без санкции "сверху". Как уже замечал в интервью "Yтру" политолог Вячеслав Никонов, инициатором проверок в МПС "мог быть президент. Или не президент. Однако очевидно, что такие решения не принимаются без санкций на высоком уровне из Кремля".
Как бы то ни было, Аксененко ушел в отпуск до 7 декабря, правда, отдых затянулся до 17 числа. Но произошло это из-за операции, которую перенес министр. Заметим, что в последнее время тон высказываний Николая Аксененко в отношении следственных действий смягчился. Он уже не видит политической подоплеки в возбужденном против него уголовном деле и перестал быть "своеобразным полигоном, где меряются силами "старомосковская и новопитерская команды". Да, действия Генпрокуратуры вносят определенную нестабильность в работу железнодорожной отрасли. В "последний месяц, когда большое количество командного состава было отвлечено от основных задач, произошло три крушения". Но упреки в срыве реформы МПС от министра уже не звучат.