Большой гаишный облом

Читать в полной версии →
Госдума запретила принудительную блокировку транспортных средств и принудительное их направление на инструментальный контроль

Сегодня Госдума единогласно приняла в третьем чтении Кодекс об административных правонарушениях. Вполне возможно, если закон благополучно пройдет Совет Федерации и будет подписан президентом, с 1 июля 2002 года Россия будет жить по новым правилам. Процедуру утверждения и согласования документ проходил во второй раз. Первоначально Кодекс был принят еще 4 октября прошлого года. Как отмечалось большинством аналитиков, принятый год назад КоАП был прогрессивнее своего предшественника, но при этом он сохранил ряд недостатков старого закона. Например, была сохранена "вилка" штрафов, она давала должностным лицам право произвольно изменять их размер, протокол об административном правонарушении мог составляться без понятых, а принимать решение о личном досмотре граждан могли сами работники правоохранительных органов, а не суд.

Но закон "завернул" Совет Федерации. Как пояснил тогда президент Чувашии Николай Федоров, в одобренном депутатами варианте закона "существует опасность для конституционных прав граждан".

Нарекания вызвало то, что одна из статей Кодекса предусматривала ответственность за появление в общественных местах без документов, удостоверяющих личность. Предусмотренные законом штрафные санкции за совершение административных правонарушений были признаны значительно завышенными и чрезмерно суровыми. Большим недостатком, по мнению Совета Федерации, стало то, что Кодекс не предусматривает право граждан обжаловать примененные по отношению к ним меры в вышестоящие инстанции, которое, тем не менее, закреплено в ныне действующем законе об административных правонарушениях.

8 декабря прошлого года Госдума легко преодолела вето СФ. Подобное развитие событий предсказывалось еще накануне голосования в верхней палате парламента. Как заметил глава фракции "Народный депутат" Геннадий Райков, отклонение сенаторами Кодекса РФ об административных правонарушениях стало своеобразной местью за отклонение Госдумой предложения о предоставлении неприкосновенности губернаторам. Однако в конце декабря на доработку КоАП отправил уже президент Путин. Он поручил согласительной комиссии уточнить нормы административной ответственности в банковской и налоговой сферах, а также ряд дополнительных положений.

В утвержденном сегодня Кодексе сохранилась фактически без изменений 12 глава, вызывавшая бурю недовольства у ГИБДД. Она вводит запрет на принудительную блокировку транспортных средств, принудительное направление их на инструментальный контроль, отменяет (опять) балльную систему штрафов, усиливается ответственность инспекторов за неправомерные действия в отношении водителей.

Кроме того, в новой редакции Кодекса оговаривается, что ограничение прав граждан в определенных случаях допускается только федеральными законами, тогда как законы субъектов Федерации позволяют лишь варьировать степень наказания виновных. В законопроект внесены уточнения, касающиеся определения форм вины административных правонарушителей, понятий "объекта" и "предмета" административного правонарушения. Из него убраны упоминания об административном аресте - мере наказания, не предусмотренной конвенцией о правах человека. Суммы штрафов, накладываемых на виновных в совершении административного правонарушения, исчисляются в МРОТ. Внесено также значительное количество стилистических и редакционных поправок.

Отдел авто |
Выбор читателей