Hic de Virgine Maria Iesus Christus natus est. Здесь от девы Марии родился Христос.
(надпись на серебряной звезде в пещере Рождества Христова в Вифлееме)
С приходом христианства все эти праздники были заменены Рождеством. В Египте праздник Рождества Христова был установлен в III веке и отмечался 6 января, причем это был тройной праздник – Рождество, Богоявление и Крещение, поскольку в раннем христианстве считалось, что Иисус Христос родился от Бога в час своего крещения, а до того оставался простым смертным. Обычай празднования тройного события к IV веку распространился по всему Востоку. Но раннее христианство – время ересей и яростных догматических споров. В начале IV века общими усилиями отцов церкви было признано, что Христос являлся Богом изначально, а не стал им только после крещения. И Церковь определяет новую дату празднования Рождества, руководствуясь следующими соображениями: месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий; а в церкви издавна бытовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Следовательно, Христос зачат был в тот же день, в который пострадал – в еврейскую пасху, пришедшуюся в тот год на 25 марта. Рождество, соответственно, наступает через 9 месяцев, то есть 25 декабря. Эта дата была узаконена в 431 г. на Эфесском соборе.
Но 25 декабря по григорианскому календарю Рождество отмечает Католическая Церковь, а также православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Русская Православная Церковь продолжает жить по более архаичному юлианскому календарю, где 25 декабря соответствует 7 января календаря григорианского. Вместе с Россией в этот день отмечают Рождество Иерусалимская Церковь, Сербская Церковь и монастыри Афона. Однако приходы Русской Православной Церкви, находящиеся в странах Западной Европы, имеют разрешение праздновать Рождество вместе с народами тех стран, среди которых они живут. Кстати, различие в датах празднования Рождества не воспринимается как повод для внутрицерковных разделений.
Рождение Сына Божьего на земле – событие само по себе достаточно чудесное, поэтому ожидание чуда в рождественскую ночь не умалилось, а подкрепилось и усилилось христианским преданием. Вообще чудо – основа христианского вероучения и миропонимания, и оно принципиально чуждо всякому рационализму и здравому смыслу. Фундамент христианского колосса – антиномия, то есть признание истинными двух взаимоисключающих вещей. Например: Мария родила Сына и осталась при этом девственной. Или: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух – это единый Бог. Чудо необходимо христианству как воздух, потому что чудо – это преодоление непреодолимого и соединение несоединимого, самый беспроигрышный способ объяснения невероятного. Рождение Богочеловека – тоже антиномия, тоже чудо, ибо Бог неслышим, невидим, неосязаем, и в то же время – вот Он, вочеловеченный в образе бродяги из Назарета. Рождение Бога и воскресение Распятого выражают сущность христианства, которая заключается в преодолении законов косной материи с помощью духа, посредством чуда; и поскольку чудом было то, что произошло в самую первую рождественскую ночь, то во все последующие ночи Рождества чудо так же возможно.
И оно свершилось в пещере близ Вифлеема: "И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2, 7). Вифлеем сейчас почти сросся с окраинами Иерусалима, а в те времена на месте современного города были пустынные пастбища, и путникам приходилось укрываться на ночь в пещере. Мать императора Константина, равноапостольная Елена превратила знаменитую пещеру в храм, в котором, по преданию, уже 16 веков происходит непрерывное богослужение. Храм неоднократно перестраивали, но святая служба не прерывалась и во время реконструкций. Входная арка была замурована в XVI веке, когда Палестину завоевали турки, чтобы иноверцы не могли въехать в храм на конях. Отверстие назвали "дверь покорности", так как входящий в храм вынужден склониться. Очень символично, ибо вся тварь земная поклонилась Спасителю в момент Его рождения; поклонились Ему простые, смиренные пастухи и мудрецы с востока – волхвы.
Пастухи стерегли стада на окрестном пастбище, не спали и сподобились узреть чудо: слетел к ним ангел на блистающих крыльях и возвестил: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях". Многочисленное воинство небесное, сопровождающее ангела, возгласило: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2, 10-14). И пастухи пошли и поклонились Младенцу. Волхвы прибыли позже, ведомые яркой звездой, возгоревшейся на небесах в момент рождения Спасителя. "И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Мф. 2, 9). Волхвы "падши поклонились Ему" и принесли дары: золото, ладан и смирну, после чего отошли в свои пределы. Иосиф и Мария отправились в Египет, спасая Иисуса от гнева Ирода, приказавшего изничтожить всех младенцев мужеского пола "от двух лет и ниже": волхвы возвестили ему рождение Царя Иудейского. Ирод, убоясь соперничества, не понял истинного смысла чуда: не правитель земной, суетный и властолюбивый, пришел в мир, но духовное избавление и высшая благодать.
Раввин Абарбанел (1437-1508) говорит, что соединение Юпитера и Сатурна всегда служит обозначением великих событий, а соединение их в знаке Рыб, каковое созвездие раввин по некоторым мистическим основаниям считает созвездием Израиля, знаменовало важнейшие эпохи в истории Израиля: так, подобное соединение было за 3 года до рождения Моисея. В 1603 году Кеплер заметил соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб, причем эти большие планеты, составляющие на небосклоне звёзды первой величины, оказались так близко друг от друга, что могли быть приняты за одну необыкновенную звезду. Это явление началось 17 декабря. Потом к ним присоединился Марс, а 10 октября 1604 года в созвездии Змееносца, по соседству Юпитера и Сатурна, появилась новая звезда, необыкновенно блестящая, искрившаяся переменными цветами, "подобно короне из драгоценных камней", по словам ученика Кеплера Бруновского. Просветив ярко около года, а затем постепенно теряя свой блеск, новая звезда исчезла в марте 1606 года. Кеплер пришел к заключению, что такое планетное соединение происходит каждые 800 лет и должно было произойти в 747 году от основания Рима, то есть за 2 года до Рождества Христова. Взгляды Кеплера развиты впоследствии Мюнтером, Иделером и Визелером, а Гольдшмидтом установлено, что такое звездное явление могло быть видимо людьми, идущими из Иерусалима в Вифлеем.
20 февраля 1901 года в созвездии Персея появилась новая звезда, названная Nova Persei. Американский астроном Тоттл высказал предположение, что это и есть та самая таинственная звезда волхвов: он предположил, что она появляется на небосклоне раз в 317 лет. Загадочная периодическая звезда возвращается на небо в эпохи, поворотные для человечества (Кеплер называет следующие: Адама, Еноха, потопа, Моисея, Исаии, Христа, Карла Великого, реформации), но она то опаздывает, то спешит, и возникает в разных местах небосвода. Поэтому другие ученые считают, что начало новой эры возвестила вспышка сверхновой – единичное, хотя и не менее значительное небесное явление. Как бы то ни было, связь звезды и рождения Богочеловека – вещь недоказуемая, и в нее, как в любое чудо, можно только верить.
Действительно, если основа христианства – чудо явления божественного в обыденном, материальном мире, то основой чуда является вера в него. Причем истинный христианин убежден: милосердием Божиим чудо может случиться с каждым, верующим или неверующим. Особенно на Рождество.