ФОТО: |
Сам ли Николай Емельянович написал заявление, или его вынудили – тайна, покрытая мраком, ибо сведения поступали самые противоречивые. В частности говорилось, что предложение освободить главного железнодорожника от занимаемой должности внес премьер-министр Михаил Касьянов на рабочей встрече с главой государства. А по данным РИА "Новости", ссылающегося на департамент правительственной информации, Аксененко сам подал заявление об уходе. По словам сотрудников департамента, он высказал мнение, что его отставка создаст "более благоприятные условия для работы отрасли". Кроме того, он считает себя ответственным за проблемы, возникшие в подведомственной сфере. Ответственным, правда, исключительно "морально".
М.Касьянов в этой связи отметил необходимость обеспечения бесперебойной и качественной работы железных дорог. А что он мог еще сказать? Заметим, что позиция премьера выглядит несколько странной, если, конечно, не принимать во внимание его собственную принадлежность к пресловутому "семейному" клану. Министра таскают на допрос к прокурору, а глава правительства делает вид, что ничего особенного не происходит. Да, премьер встречался с Устиновым, выслушал доклад прокурора о предварительных итогах проверки хозяйственной деятельности МПС, из которого следовало, что выявлены серьезные хозяйственные нарушения, в первую очередь связанные с налоговой задолженностью. Тем не менее, ничто не помешало Касьянову заявить, что он вообще не понимает, почему правоохранительные органы занялись делом Аксененко. По его словам, обвинительные бумаги из прокуратуры не содержат ничего криминального, а сам министр – золотой человек и хороший работник. "Скажу вам свое мнение об этом человеке, - заявил в одном из интервью Михаил Касьянов, - Николай Аксененко - это крепкий хозяйственник. Он заботится о вверенной ему отрасли. Естественно, что он допускал ошибки. Но их можно подкорректировать. Аксененко - хороший министр".
Впрочем, теперь ни позиция главы кабмина, ни детали отставки никого не волнуют. Более того, даже само "дело", которое "шьют" теперь уже отставному министру, тоже не важно. Замнут, забудут – не жалко. Дело сделано. "Семья" понесла еще одну невосполнимую утрату, а Путин набрал еще несколько очков как борец с коррупцией. Надо заметить, что Аксененко стал довольно легкой добычей - это не Березовский с Гусинским. Но для достижения стратегического перевеса ход оказался вполне удачным. Словом, Путин опять выиграл.
И все-таки (пока это еще кому-то интересно) - что же генпрокуратура инкриминирует Аксененко? Как заявил с думской трибуны зам. генпрокурора Валентин Симученков, установлены факты "незаконной деятельности" министра путей сообщения, а именно: незаконное увеличение численности центрального аппарата МПС, что повлекло дополнительные расходы госсредств на 87 млн рублей. По материалам Счетной палаты, в 1997 г. в МПС были незаконно израсходованы средства на общую сумму 700 млн руб., предназначенные для реализации правительственной программы по так называемому северному завозу.
Министр также утверждал непредусмотренные ранее расходы на командировки, на что ушло дополнительно $17,356 млн, в то время как долг МПС перед налоговыми службами на данный момент составляет 29 млрд рублей. Кроме того, по словам Симученкова, Аксененко вменяется в вину незаконное образование в системе МПС шести центральных фондов, в которые переводилось до 37% прибыли железных дорог. Прибыль фондов, составившая по предварительным данным порядка 20 млрд руб., в госказну не зачислялась, а тратилась произвольно, в том числе - на покупку дорогих квартир в Москве для сотрудников министерства. Но, скорее всего, это только вершина айсберга.
По предварительным данным следователей, в результате действий "крепкого хозяйственника" государство потеряло в общей сложности около $70 миллионов. Пока ему предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с "причинением тяжких последствий" - статья 286, часть 3 УК РФ. Тут штрафом не отделаешься. Обвиняемый может быть лишен права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Данная часть статьи предусматривает и срок лишения свободы от 3 до 10 лет.
Аксененко виноватым себя не считает. "Он согласен с тем, что все вышеперечисленное имело место. Но он не видит в этом состава преступления", - заявила его адвокат Крылова. По словам экс-министра, никаких незаконных действий МПС не допускало. В интервью газете "Ведомости" Аксененко признал почти все факты, фигурирующие в качестве обвинений в документах Генеральной прокуратуры, однако дал им совсем иное, оригинальное толкование.
Да, деньги тратились, но никаких "фондов", то есть организаций с образованием юридического лица, не было. Значит, нет и повода для уголовного преследования. Да, квартиры в центре Москвы покупались большие, но "исключительно недорогие". Скажем, приехал новый зам – уникальный специалист, а у него семья - родители и четверо детей. Ну, не по Митино же ему, в конце концов, мыкаться? "Махровой ложью" назвал министр и информацию о том, что МПС предоставляет некоторым предприятиям гораздо большие скидки на перевозки, чем остальным. По его словам, никаких доказательств этого нет и быть не может.
Может, может. Николая Аксененко можно считать кем угодно, но только не наивным человеком, поэтому ему, как никому другому, должно быть известно, что, если надо, доказательства всегда найдутся. В России умеют воровать. Есть умельцы, которые воруют и больше, и наглее, но сейчас "валят" не их. Их черед после, а сейчас генеральный прокурор Владимир Устинов не сомневается, что уголовное дело в отношении Николая Аксененко будет доведено до суда. Интересно, на чем основана такая уверенность?