Идея воздействовать на террористов через их близких не нова. Когда бандиты захватывают заложников, требуя в обмен на их жизни самолет, деньги и наркотики, спецслужбы стараются разрядить ситуацию, привлекая к переговорам родственников экстремистов. В данном же случае речь идет о принципиально иной философии увещевания: потенциальный террорист должен знать, что ответственность за содеянное будет нести не только он, но и его семья. В принципе, поправки, внесенные сейчас в думский Комитет по безопасности, предусматривают целый комплекс мер, способных упредить действия террористов, в том числе и меры оперативного характера – внедрение секретных агентов в преступные группировки. Но наиболее спорными пунктами законопроекта наверняка станут именно те, где речь идет о наказании родственников бандитов.
Тему подобного подхода к проблеме борьбы с террором еще осенью этого года активно поднимала фракция ЛДПР. Известно, что в Думе жириновцев поддерживают и некоторые депутаты других фракций, в том числе (правда, негласно) и из проправительственного "Единства". Однако идея, в том виде, в каком она сегодня оформлена, выглядит достаточно экзотично, чтобы за нее стало голосовать думское большинство.
В частности, поправки предусматривают возможность привлечения к ответственности и возмещению ущерба, причиненного в результате терактов, "членов семьи и родственников террориста как проживающих совместно с ним (видимо, по принципу единой жилплощади – А.А.), так и не проживающих вместе с террористом, но владеющих общей с ним собственностью и знавших о готовящемся преступлении". В специальном документе, проясняющем эти положения, говорится, что указанные меры направлены на то, чтобы террорист и его семья "заранее знали, что даже в случае гибели террориста в ходе операции члены его семьи будут привлечены к определенной ответственности". В этом случае члены семьи, "заранее зная о возможном привлечении к ответственности, будут иметь возможность положительно влиять на террориста, склоняя его к отказу от террористической деятельности".
Здесь же авторы законопроекта ссылаются на опыт Израиля, власти которого, как известно, довольно гибко работают с террористами и их непосредственным окружением. Израиль в этом смысле довольно показателен, практически эталонен – за почти полвека противостояния арабскому терроризму еврейское государство смогло выработать некую систему контрмер. Однако и переоценивать этот опыт не стоит: его эффективность относительна, так как терроризм на Ближнем Востоке никуда не подевался, а, напротив, как никогда силен.
Да и сам Израиль, уж коли отечественные парламентарии кивают именно на эту страну, пребывает по части контртеррористических мер в постоянном эксперименте, включающем самый широкий спектр действий, подчас диаметрально противоположных друг другу. К примеру, относительно недавно спецслужбы этой страны пригрозили потенциальным террористам-камикадзе самым ужасным наказанием – захоронением в свиной шкуре. Обычно, как бы ни был ужасен теракт, израильские власти всегда выдавали останки террориста-самоубийцы его родственникам для захоронения. Однако теперь они грозят хоронить его сами, в саване из шкуры свиньи – грязного, с точки зрения ислама, животного. Правоверный, представший перед Аллахом в подобном облачении, лишается входа в рай – а ведь именно на это рассчитывают шахиды, подрывая себя в людных местах. Мировое общественное мнение отнеслось к инициативе израильтян однозначно негативно, и одно это пока заставляет их не претворять свои угрозы в жизнь.
Что касается работы с родственниками террористов, то тут, напротив, политика Израиля много гибче. Власти этого государства предпочитают кнуту пряник, подкупая родичей террористов, вербуя из них своих информаторов в стане противника. С точки зрения традиционной морали ничего хорошего в этом быть не может, но, с другой стороны, это и самый гуманный способ хоть как-то искоренять зло. Случаи подобной вербовки нередки: не так давно власти Палестинской Автономии казнили двух своих братьев по вере, по наводке которых израильтянам удалось обнаружить и ликвидировать нескольких видных террористов – как раз таки родственников пойманных затем коллаборационистов. В случае отказа от сотрудничества в Израиле пока в тюрьму родственников террориста не сажают. Но дома их бульдозерами сносят исправно.
Стремление наказывать родственников террористов рублем похвально, но практической пользы для бюджета иметь не будет. У России нет своего миллионера бен Ладена, чьи 50 братьев и сестер могли бы в случае чего "отстегнуть" миллион-другой штрафных долларов. Наши абреки сами на довольствии у таких как бен Ладен, а их семьи в большинстве случаев небогаты. Кроме того, формулировка "знал и не донес" весьма расплывчата и так памятна с не столь отдаленных времен, что с применением ее на практике неизбежно возникнет масса проблем.
Необходимо отметить, что у нашего государства, вышедшего из советской шинели, есть свой опыт силового воздействия на террористов через родственников. Некоторое время назад наша газета опубликовала статью "Ливан: как освобождали советских заложников", рассказывающую о драматических событиях середины 80-х, развернувшихся в столице Ливана Бейруте. Тогда, в 1985 году, советские спецслужбы смогли освободить троих из четверых захваченных арабскими экстремистами сотрудников советского посольства в этом государстве (четвертый, Аркадий Катков, как известно, был казнен террористами). Официально сделано это было исключительно политическими методами. Однако многим посвященным было известно, как именно Советскому Союзу удалось справиться с ситуацией: вначале были обнаружены родственники похитителей, а потом сами похитители получили пластиковые упаковки с гениталиями этих самых родственников. Намек был понят, и советских заложников освободили. Неизвестно, так ли обстояли дела на самом деле, но подобных инцидентов с гражданами СССР, а после и России, уже не было.