На Ассамблее с основным докладом выступит лорд Джадд. Из его предварительных заявлений понятно, что жесткая позиция ПАСЕ в отношении России вряд ли изменится. Отмечая некоторые позитивные изменения в деле соблюдения прав человека, лорд, тем не менее, не увидел кардинальных изменений к лучшему. Остается в силе требование к Москве предоставить материалы расследования "особо нашумевших дел, например, массовых захоронений". Хотя, по словам председателя думского Комитета по международным делам Дмитрия Рогозина, есть убедительные доказательства причастности к этим преступлениям членов бандформирований. Например, на одной из видеопленок запечатлен момент, когда Хаттаб приказывает боевикам переодеться в форму российских военных. Однако видеосвидетельств Совету Европы почему-то не достаточно.
Европейцы неоднократно демонстрировали стойкое нежелание понимать очевидную с точки зрения России истину: в Чечне идет война с террористами, и от боевых действий в Афганистане она отличается лишь тем, что экстремистов уничтожают внутри страны, а не за ее пределами. Без поддержки действий Москвы мировым сообществом соблюдать права человека, искать пути политического урегулирования чеченского вопроса и решать другие проблемы очень сложно.
Пока делегации Госдумы удалось добиться только одного. В будущем ПАСЕ будет согласовывать с Россией кандидатуры представителей Аслана Масхадова, которых допустят на заседания Ассамблеи. Добиться запрета на участие посланцев президента Ичкерии в работе ПАСЕ пока не удалось, поскольку европейцы считают Масхадова единственным легитимным лидером Чечни. Так что в интересах самой России поскорее наладить политическую жизнь в мятежной республике, провести выборы всех уровней, чтобы потом на совершенно законном основании избавиться от присутствия неугодных политиков на сессиях ПАСЕ.