По сведениям из пресс-службы "Аводы", министр обороны предлагает палестинцам модель с условным названием "Сначала Газа". В соответствие с этим предложением, в секторе Газа будет достигнуто прекращение огня, все незаконные вооруженные формирования будут разоружены, а контроль над ситуацией полностью перейдет в руки руководителя службы безопасности Мухаммеда Дахлана. ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) отступит на позиции, которые он занимал до 28 сентября 2000 года. То есть до начала второй "интифады".
Как отмечают израильские аналитики, план Бен-Элиэзера весьма напоминает знаменитый тезис из Норвежских соглашений: "Сначала – Газа и Иерихон", по которому под контроль ПА переходили сектор Газа и палестинский анклав в районе города Иерихон.
На втором этапе план министра обороны будет реализован также в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан). Контроль за ситуацией перейдет в руки руководителя спецслужб Джибриля Раджуба. Таким образом, обе стороны будут постепенно продвигаться по пути реализации планов Теннета и Митчелла, без соблюдения "семи дней спокойствия", чего требует премьер-министр Израиля Ариэль Шарон.
Этот план уже направлен на рассмотрение Раджубу и Дахлану, которые считаются самыми "сильными" людьми в автономии и постоянно участвуют во встречах израильских спецслужб и в ряде переговоров. Обоих также считают возможными преемниками Арафата и наиболее прагматичными лидерами ПА.
Второй главный пункт программы Бен-Элиэзера – подключение к мирным переговорам Сирии. По словам представителя израильских спецслужб, именно через министра обороны сирийцам недавно был передан сигнал о готовности Израиля к мирным переговорам. Именно поэтому Бен-Элиэзер и предлагает подключить к возобновлению переговоров американского посредника генерала Энтони Зинни. Тем самым он подчеркивает понимание проблем США во взаимоотношениях с арабскими странами и их стремление не обострять отношения с ними в преддверии вероятного удара по Ираку.
Третий аспект, на который указывают аналитики, – это явное стремление Бен-Элиэзера подчеркнуть оригинальность своего плана и его отличия не только от идей лидеров "Ликуда" Биньямина Нетаньяху о полном разрушении палестинской инфраструктуры террора и плана Ариэля Шарона о долгосрочном промежуточном урегулирования при жестких ответных мерах против палестинских террористов. Новый лидер "Аводы" дистанцируется и от предложений других лидеров самой "Аводы". В частности, предложения Эхуда Барака об одностороннем разделении с ПА и предложений Шимона Переса о признании независимости государства Палестина в ближайшее время.
Четвертый важный элемент программы Бен-Элиэзера – это его полная поддержка американских предложений, базирующихся на реализации планов Теннета и рекомендациях комиссии Митчелла. То есть выполнение обеими сторонами условий прекращения огня и возобновление мирных переговоров при замораживании строительства еврейских поселений и прекращения пропаганды террора и насилия со стороны ПА. В противовес Шарону он не требует обязательного соблюдения правила "семи дней спокойствия" в качестве условия начала мирных переговоров. Но, в отличие от Переса, настаивает на точном графике ведения переговоров об окончательном урегулировании.
В преддверии своего визита в США Бен-Элиэзер стремится предстать пред американцами как кандидат на победу от левых сил, имеющих реальную альтернативу Шарону и Нетаньяху и реальную программу мирного урегулирования, поддержанную властями ПА. В самом Израиле Бен-Элиэзер напротив хочет явиться перед обществом новым Рабином. И кампанию по досрочным выборам – а он уже заявил, что по его расчетам они состоятся в ноябре 2002 года – он собирается вести по модели Рабина и Барака, то есть сделав упор на социально-экономические проблемы при сохранении репутации защитника интересов страны в сфере безопасности. При этом он всячески старается избежать ярлыка "левак".
Как считают многие израильские аналитики, план Бен-Элиэзера может встретить поддержку среди влиятельных кругов в госдепартаменте США, активно продвигающих мирный процесс, в том числе и со стороны госсекретаря Колина Пауэлла. Против может выступить советник президента Кондолиза Райс, известная своим жестким подходом к вопросам борьбы с терроризмом.
В любом случае Биньямина Бен-Элиэзера нельзя недооценивать. Ему удалось занять ключевой пост в правительстве Шарона (таких высот он никогда не достигал в период главенства "Аводы"), а затем возглавить и саму партию при, казалось бы, мизерных шансах на успех. Так что при поддержке США он вполне может составить реальную конкуренцию Шарону или Нетаньяху на будущих выборах.