Изучая только что опубликованную программу 52-го Берлинского форума, я все же натолкнулся на еще одну славянскую фамилию. Оказывается, это украинец – Юрий Ильенко со своей исторической сагой "Молитва за гетмана Мазепу" хоть и вне конкурса, но все же в основном показе.
На Берлинале есть еще так называемая арт-хаус-линия – программа "Панорама". В ней участвуют наши фильмы и фильмы о нас. Это новейший "Сказ про Федота-стрельца" Сергея Овчарова и испано-российская лента режиссера Хайме Камино "Дети России". На отдельно существующем "Форуме" прокрутят самоновейший "Апрель" известного сценариста Константина Мурзенко (помните, он играл Фашиста в "Брате-2"). Зато в ретроспективном показе будут демонстрироваться шедевры советского кино: "История Аси Клячиной" Кончаловского, "Страсти по Андрею" Тарковского, "Застава Ильича" Хуциева и "Я Куба" Калатозова. Так что русские хоть и не идут, но присутствуют. В минималистском варианте.
6 февраля фестиваль откроет, как и положено, немецкий фильм и немецкий же режиссер. Это хороший человек – Том Тыквер, автор культовой "Беги, Лола". На сей раз он сделал фильм по сценарию Кшиштофа Кешлёвского с Кейт Бланшетт в главной роли. Продюсером выступил оскароносец Энтони Мингелла, называется кино "Heaven". Как удалось выяснить из анонса, фильм сей "рассказывает историю женщины, потерявшей веру в правосудие после того, как полиция не смогла найти убийцу ее мужа. Героиня сама решает расследовать убийство и наказать виновных, однако влюбляется в офицера, ведущего дело". Ну что ж, зная режиссерскую манеру Тыквера, вполне можно предположить, что он – явный фаворит фестивальной гонки.
Кроме того, изучение конкурсного списка выявило в нем еще нескольких знаменитых режиссеров, работы которых будет оценивать жюри под руководством индийской постановщицы Миры Наир. Интересно, что ее последний фильм "Свадьба в сезон муссонов" завоевал "Золотого льва" на другом весомом кинофоруме – Венецианском. Дебютировала она 13 лет назад картиной "Салям, Бомбей" о детях, живущих в квартале "красных фонарей", и получила тогда номинацию на иностранный "Оскар" и "Золотую камеру" Каннского МКФ. Еще Наир сняла "Миссисипи Масала" с Дензелом Вашингтоном и фильм "Кама-Сутра: история любви". Так что люди в жюри собрались серьезные, но об этом ниже.
Итак, в конкурсе участвует и Бертран Тавернье с "Пропуском", и бывший наш, в известной степени, соотечественник – Отар Иоселиани с "Утром понедельника". Безусловным претендентом на награду будет enfant terrible французского кино Франсуа Озон с новой картиной "8 женщин", где все стареющие звезды, от Катрин Денев до Эммануэль Беар, играют своих наиболее известных кино-прототипов, да к тому же и поют.
Из известных имен соревнуются также американец Константэн Коста-Гаврас, израильтянин Амос Коллек и венгр Иштван Сабо. Первый – мастер голливудского социального триллера (фу! но считается почему-то интеллектуалом), второй везде снимает свою музу, звезду альтернативного кино Анну Томпсон (я ее тоже люблю, за выражение кукольной невинности на лице вкупе с большими грудями), ну а третьего не надо представлять, один его "Мефисто" чего стоит.
Кроме того, недавно получивший известность с "Шоколадом" и "Правилами виноделов" скандинаво-американец Лассе Холлстрем выступает в конкурсе с новым фильмом "Корабельные новости", который уже получил несколько престижных номинаций в Штатах.
Программа внеконкурсного показа также пестрит именами знаменитостей. Прославленный мастер Роберт Олтман привез своего лауреата "Золотого глобуса" за режиссуру – "Госфорд-парк", будет также китаец Чжан Имоу, неоднократно получавший призы в Венеции и Берлине, и практически готовый оскаровский номинант – "Светлая голова" Рона Ховарда. Помимо этого Милош Форман слегка подмонтировал и продлил на полчаса своего "Амадея", а чаплиновский "Великий диктатор" будет показан в цифровой версии.
В целом можно сказать, что, несмотря на несколько невнятное жюри (ни одной мировой звезды, исключая председателя), Берлинале-2002 стремится к мэйнстриму в гораздо большей степени, чем раньше, и уделяет должное внимание арт-хаусу.
Для порядка представлю жюри основного конкурса: один бывший британский издатель "Variety magazine" (Peter Cowie), режиссерша из Аргентины (Lucrecia Martel), продюсерша "Амели" (Claudie Ossard), американский журналист (Kenneth Turan), немецкий альтернативный (мэйнстриму, естественно) режиссер (Oskar Roehler), единственный гаитянец, который соревновался в Каннах (Raoul Peck), почему-то жена Роберто Беньини (Nicoletta Braschi) и голливудский оператор (Declan Quinn). Если хотя бы одно имя вам что-либо говорит – выдам за каждого узнанного по шоколадному медведю.
Но не в этом дело. Как бы там ни было, 52-я кинематографическая феерия обещает посетителям достойную во всех отношениях программу развлечений. Можно по-разному оценивать ее на предмет насыщенности ультрапопулярными персонами или кино-хитами, но стоит учесть, что по- прежнему в старушке Европе не гонятся за показателями бокс-оффисов, а предпочитают выдвигать в конкурс категории А элитарное и интеллектуальное кино. И это радует.