Буш подавился "осью зла"

Читать в полной версии →
Тегеран и Багдад практически одинаково заклеймили речь президента США, с тем лишь отличием, что Иран назвал Буша "кровожадным", а Ирак попросту "тупым"

Темой №1 в мире стали слова американского президента, включившего в "ось зла" Иран, Ирак и Северную Корею. Речь, произнесенная на совместном заседании Сената и Палаты Представителей, была воспринята как программная решительно всеми в Новом и в Старом Свете. Положив в основу своего умозаключения такой критерий как "стремление к оружию массового поражения", Буш увязал его с угрозой терроризма, бросив в один котел все страхи, сомнения и вызовы современно мира. Речь эта не могла быть принята однозначно – и принята не была. Реакция официальной Москвы оказалась более чем сдержанной, чего не скажешь о Китае, резко отвергшем бушеву "ось", не говоря уже об арабском мире и собственно Иране, Ираке и Северной Корее. И хотя впоследствии пресс-секретарь Белого дома Ричард Баучер попытался сгладить рубленые фразы своего шефа, неприятный осадок в Пхеньяне и Тегеране остался. После того как духовный лидер Ирана айятолла Сейед Али Хаменеи счел за "честь" именоваться врагом "США, олицетворяющих Сатану", министр иностранных дел этой страны Камаль Харрази отказался ехать в Нью-Йорк на проходящий сейчас там экономический форум.

Уже сутки после произнесенной Бушем речи администрации Белого дома приходится выслушивать критику в свой адрес. Серьезнее всего то, что зачастую она исходит от арабских союзников Вашингтона, позиция которых в будущем может повлиять на конкретные действия американской администрации. Ключевой партнер США на Ближнем Востоке король Иордании Абдаллах II предупредил о возможной дестабилизации ситуации в регионе, буде Америка применит силу против Ирана или Ирака. "Этот район мира уже испытал несколько болевых шоков, – заявил король, – и если Багдад станет мишенью для атаки, нестабильность будет только возрастать". Стоит отметить, что Иордания – одна из немногих стран Ближнего Востока, которая проводит умеренную внешнюю политику как в отношении Ирака, так и в отношении Израиля. Сегодня король Абдаллах озвучивает мысль, становящуюся доминантной во всем арабском регионе: террористическая сеть бен Ладена в Афганистане разгромлена, и повторение атак, подобных тем, что имели место 11 сентября, невозможно; а раз так, то нет и видимой необходимости продолжать полномасштабные военные действия против каких-либо стран.

Специалисты, рассматривающие сложившуюся в регионе ситуацию как результат поспешных заявлений Джорджа Буша, прогнозируют дальнейшее сближение Ирана и Ирака – двух крупнейших нефтяных стран региона. В настоящее время оба государства успешно преодолевают последствия бушевавшей когда-то между ними войны, унесшей жизни более миллиона человек. Тегеран и Багдад практически одинаково заклеймили речь президента США с тем лишь отличием, что Иран назвал Буша "кровожадным", а Ирак попросту "тупым".

Спустя 10 лет после "Бури в пустыни" Багдаду, похоже, удается налаживать отношения с соседями по региону. Кроме Ирана, с которым Ирак несколько последних недель плодотворно обсуждал проблему возвращения военнопленных, он стремится наладить отношения с Саудовской Аравией (что было с одобрением воспринято Абдуллахом, наследным принцем этой страны) и даже с Кувейтом, который он когда-то присоединил к себе в качестве "исторической провинции". Кроме того, у Багдада в рамках нефтяной тематики развиваются отношения с Иорданией, Сирией и Турцией. Последняя, утверждают в Багдаде, хоть и является членом НАТО, выступает против переноса театра военных действий с территории Афганистана в Ирак. "Наши связи с арабским миром сегодня на правильном пути", – говорит вице-президент страны Таха Яссин Рамадан. Многие аналитики полагают, что любые попытки вторгнуться в Ирак с целью сместить там правящий режим, силой ли спецназа или через поддержку т.н. оппозиции, будут восприняты соседями Багдада как нежелательный прецедент: в конечном счете, каждый из этих режимов может быть подвергнут подобного рода экзекуции под предлогом борьбы с терроризмом. Кроме того, Иран, Сирия и Турция опасаются обострения курдской проблемы, грозящей при нарушении теперешнего status quo взорвать Ближний Восток сильнее, чем даже конфликт палестинцев с Израилем.

Еще одним прогнозируемым последствием курса Буша, обозначившего пресловутую "ось", может стать усиление со стороны Ирана поддержки экстремистской организации "Хезболла", действующей против Израиля на территориях Ливана и Палестинской автономии. Кроме того, укрепятся позиции "мулл" внутри иранского руководства, разделенного на ортодоксальных приверженцев ислама и сторонников большей интеграции страны в мировое сообщество.

Александр АГАМОВ |
Выбор читателей