Как и во многих схожих ситуациях, корни конфликта лежат сразу в нескольких плоскостях. Кроме противоречивых нормативных документов, чья история измеряется десятилетиями, ситуацию обостряет текущий политический момент: накануне губернаторских выборов Лебедю необходимы деньги. А средства для Красноярской казны в большей части поступают именно из Таймырского автономного округа, или, чтобы быть предельно конкретным, из Норильска. По закону город входит в автономный округ и, следуя нынешнему законодательству, на которое ссылается местная дума и сенатор Рокецкий, должен отчислять доходы от деятельности "Норникеля" в первую очередь в местную казну. На самом деле Норильск отдает большую часть заработанного в край. Такая ситуация, понятное дело, не устроило депутатов Таймырской окружной думы, которые в начале февраля публично возмутившись положением вещей, призвали красноярских коллег отменить ряд решений, касающихся землепользования и в том числе пользования теми землями, на которых находятся промышленные предприятия Норильска.
"У нас получается чересчур сложноподчиненный субъект РФ", - комментирует "Yтру" ситуацию член Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Андрей Климов. "Есть Таймырский АО, входящий в Красноярский край. Есть муниципальная единица город Норильск, входящий в Таймырский АО, но почему-то отчисляющий средства в Красноярск, к которому он административно привязан в силу неких нормативных актов, но никак не действующей Конституцией, и вопреки повсеместно сложившейся практике. Вроде бы напрашивается аналогия с Москвой: столица России как бы входит в Московскую область, но сама является субъектом Федерации, существующим вне границ этой области и подчиняющимся непосредственно федеральной власти. Но в отношении Москвы и Санкт-Петербурга все это прописано в Конституции! В отношении же Норильска в Основном Законе страны ни о чем подобном не говорится".
Андрей Климов полагает, что для Лебедя вставшая перед законодателями обоих территорий проблема - вопрос финансовой жизни и смерти. Однако, считает депутат, это не повод следовать той абсурдной логике, по которой все, что "вблизи и доходно", должно административно принадлежать центру (в данном случае региональному). Понятно, что губернатору нужны деньги, говорит Климов, но это не означает, что можно вот так просто решать вопрос о городе, дающем около 5% валового продукта России. "Если доводить губернаторскую логику до абсурда, то можно и Москву к Красноярску присоединить – она ведь тоже доходный город". Леонид Ракецкий вслед за областной думой утверждает, что о выходе округа из состава Красноярского края речи не идет. В свою очередь, Лебедь говорит (пока только говорит) о возможности пересмотра процента бюджетных отчислений Норильска в красноярскую казну. Сегодня 70% налогов округа (а доход в округе обеспечивает фактически только город Норильск) уходит в Красноярск.