"Yтро": Александр Геннадьевич, удалось ли Вам к настоящему времени договориться с Красноярском, кто, кому и на каких условиях подчиняется?
Александр Хлопонин: Договариваемся мы уже год, с того момента, когда еще в марте прошлого года поставили перед властями края вопрос об уместности "двойных стандартов". Ведь главная проблема заключается именно в их существовании. С одной стороны, недра относятся к территории Таймырского автономного округа, с другой – непосредственно город Норильск находится в административном подчинении Красноярского края. Такой расклад приводит к большому количеству проблем, причем не столько экономического, сколько правового характера. Существуют два казначейства, каждое из которых по-своему трактует, куда распределять налоговые поступления. Есть две "разноподчиненные" прокуратуры: одна подчиняется Красноярску, другая – непосредственно федеральному центру. В пространстве, которое исторически, экономически и социально было едино, возникли какие-то непонятные градации и деления, что приводит к неуправляемости ситуацией. Этот "двойной стандарт" использует криминал, недобропорядочные коммерсанты, ввозится наркота, которую уже нельзя проконтролировать, и, напротив, вывозятся похищенные драгметаллы и т.д. Мы не владеем ситуацией с точки зрения контроля за рынками, ценами, наконец, в плане собираемости налогов. Как проконтролировать коммерсанта, который мечется между двумя территориями?
"Y": В прессе преобладает мнение о том, что нынешний демарш Таймырской думы – попытка оставить в округе большую часть налоговых поступлений в ущерб Красноярскому краю...
А.Х.: Я хочу повторить еще раз: для меня это вопрос не экономический, а юридический. Судите сами. Бюджет 2003 года у нас сбалансирован с учетом всех тех платежей, что Норильск и прежде платил в Красноярский край. Иными словами, я не закладывал в бюджет доходы того же "Норникеля", которые он сегодня отдает в краевую казну. Напомню также, что мы подписывали с губернатором Лебедем межбюджетное соглашение о распределении платежей между Норильском и Красноярском, так что здесь особых проблем нет. Вопрос именно в существовании "двойных стандартов", которые вносят в порядок вещей дестабилизирующий хаос.
"Y": Каковы, на Ваш взгляд, пути решения проблемы?
А.Х.: Либо два субъекта сядут и договорятся между собой, либо нас рассудит Конституционный суд. У нас в уставе написано, что Норильск относится к Таймырскому автономному округу, в красноярском – что к Красноярскому краю. Надо же внести ясность! Я готов любыми соглашениями подтвердить, что Таймыр входит в состав Красноярского края. Только почему флажки нужно расставлять именно вокруг Норильска? Расставьте флажки тогда и вокруг Дудинки, вокруг Хатанги... Если же два субъекта не договариваются, есть арбитр – Конституционный суд, который в соответствии с действующим Основным законом скажет, где кто находится. В противном случае все будет продолжаться до бесконечности.
"Y": Администрация Красноярского края готова к диалогу?
А.Х.: Администрация края – это кто? Если Лебедь, то я не чувствую готовность к диалогу, а если администрация, то я ее вообще не вижу и не слышу. Именно по этой причине мы и обращаемся к Законодательному собранию Красноярского края со своей позицией.
"Y": Москва принимает какое-либо участие в конфликте?
А.Х.: Насколько я понимаю, всё сводится к одному: вот есть действующая Конституция – и решайте вопрос в законном порядке; мы же займем ту позицию, какую займет КС. Меня такая позиция устраивает. По большому счету меня устроило бы любое решение КС, уводящее ситуацию из плоскости "двойных стандартов".
Интервью подготовил Александр Агамов