Сценарий написан Юрием Коротковым, автором нашумевшего фильма "Страна глухих". По словам Александра Хвана, сценарий ему сразу очень понравился: "Я прочел там некую историю, которую, такое ощущение, никто не мог вычитать оттуда. Это история, во-первых, целиком и полностью по сюжету Мериме. Девица наша – главарь банды. История вроде бы криминальная получается, потому что всё в наше время происходит. Но на самом деле это история духовного роста. История того, что происходит с нашим главным героем. Достаточно плоский парень вначале, потом он понимает, что этим миром, в котором мы живем, все дело не ограничивается. Есть подлинная жизнь".
"Yтро": Вас не испугало то, что сюжет всем давно знаком, а в театре и кино очень много постановок с названием "Кармен"?
При таком говорящем названии в фильме не будет ничего, что с ним ассоциируется, то есть ничего "испанского" и "оперного". История бывшего сержанта милиции, бросившего все ради свободолюбивой девушки, очень современна, она происходит "здесь и сейчас". И конечно же, это ни в коем случае ни криминальный фильм. Для меня подлинный сюжет "Кармен" – это история духовного роста героя, его путь от честного солдата до свободного от социума и верующего в лучший мир человека. И Кармен – это не воровка и преступница, это человеческое существо, рожденное с чувством свободы, к которому Сергей так мучительно приходит. Она занимается противозаконными действиями не ради корысти – она берет свое, потому что ей и так все принадлежит. Только того, что нужно ее душе, здесь, в этом "черновом" мире, нет. Поэтому она и испытывает смертную тоску. И живет, томясь как в тюрьме и развлекая себя как может. Тогда тюрьма становится образом не социальным, а метафизическим. Тюрьма, в которой мы все томимся в жизни земной. И тоска по тому свету, где все мы не искажены.
"Y": Вы сразу увидели в Ольге Филипповой исполнительницу роли Кармен?
Александр Хван: Сначала была случайная фотография, которую я заметил в альбоме актерского агентства. Она была черно-белая, не очень качественная. Я попросил, чтобы без меня ассистенты сняли ее еще раз, сделали с ней интервью. Когда я все увидел, меня это в достаточной степени разочаровало. Но я попросил, чтобы мне устроили встречу. Во время встречи девушка меня снова заинтересовала. Я предложил ей сыграть пробу: взять сцену, чтобы она ее подготовила дома, а потом пришла и сыграла. И мне очень понравилось. Я продолжал думать о ней наряду с другими претендентками. Но победу она одержала вот когда. Я знал, что она актриса музыкального театра, закончила Гнесинку. И я подумал, что меня в ее лице так привлекало – оно у меня почему-то стало ассоциироваться с голосом Земфиры. А я, несмотря на свой возраст, увлечен этой певицей, внешность которой не похожа на образ, возникающий, когда ее слышишь. И я предложил Ольге сделать пробы таким образом: мы выбрали четыре песни Земфиры, и я предложил спеть за Земфиру под ее фонограмму, просто открывая рот. У Ольги есть певческое образование, она знает механизмы. И когда мы сделали эту пробу, это было настолько впечатляюще и хорошо, что я понял – с этим можно работать. Странная проба для кино, тем более для не музыкального фильма. Важно было понять, какие механизмы в актере существуют, как на них можно воздействовать и добиваться контакта.
"Y": В Вашем фильме главный герой убивает дважды, а затем расправляется и с Кармен. В то же время Вы говорите о духовном росте. Можно ли возвыситься, совершив такое?
Александр Хван: Здесь нет прямой механической связи. Герой проживает трагическую жизнь. Вопрос не в том, какие в ней события. Мы все совершаем в жизни и хорошие и плохие поступки, все люди грешные. В сценарии есть такая фраза: "Не важно, за сколько лет ты прожил свою жизнь – за 80, 50 или 20. Можно всю ее без остатка прожить за один год". То, что и происходит по сценарию. За год благодаря встрече с этой женщиной наш герой прожил сконцентрированную жизнь, прожил то, что другому выпадает на многие десятки лет. У него это сложилось в течение одного года.
Фильм должен выйти на экраны осенью 2002 года.
Беседовала с режиссером Елена Ноготкова.