Если б не Земфира – Кармен была бы другой

Читать в полной версии →
Недавно на киностудии имени Горького были отсняты последние сцены нового фильма Александра Хвана "Кармен". Режиссер утверждает, что в его картине не будет ничего "испанского" или "оперного"

Александр Хван, снявший фильмы "Дюба-Дюба", "Умирать легко", "Дрянь хорошая, дрянь плохая", в одном из павильонов студии им. Горького заканчивает работу над новой картиной. Название у нее более чем знакомое: "Кармен". По словам режиссера, с которым удалось поговорить в перерывах между съемками, коллизии фильма почти полностью повторяют знаменитую историю, рассказанную Проспером Мериме. Но время и условия, в которых живут современные Кармен и Хосе, значительно отличаются от описанных классиком.

Милиционер Сергей, которого играет молодой актер Игорь Петренко, конвоировал заключенную, отрабатывающую свой срок на табачной фабрике. Девушка по прозвищу Кармен (Ольга Филиппова) сумела до такой степени вскружить парню голову, что он помог ей бежать, а затем и вовсе бросил службу. Он становится частью окружения Кармен, убивает в драке ее приятеля. Однако полной неожиданностью для бывшего конвоира явилось то, что у его ветреной подруги имеется законный супруг, которого она всеми силами вытаскивала с зоны. Он расправляется и с мужем, однако независимая натура Кармен не позволяет ей принадлежать одному мужчине. Заканчивается сюжетная линия фильма в унисон с финалом новеллы Мериме: Сергей убивает Кармен.

Хван пригласил на главные роли начинающих актеров. Игоря Петренко зрители могли заприметить в сериале "Московские окна". Год назад он закончил Щепкинское театральное училище и сейчас работает в Малом театре. Для Ольги Филипповой роль Кармен – это кинематографический дебют. После Гнесинского училища Ольга играла в театре "Летучая мышь", успела поработать моделью. Режиссер так объяснил свой выбор исполнителей главных ролей: "Во-первых, природа чувств в фильме свойственна молодости. Это диктовало возраст. Среди актрис или актеров этого возраста практически нет известных, они еще не успели показать себя. Никаких специальных установок на то, чтобы набрать неизвестных актеров, не было. К тому же, я уверен, что после фильма они станут известными".

Сценарий написан Юрием Коротковым, автором нашумевшего фильма "Страна глухих". По словам Александра Хвана, сценарий ему сразу очень понравился: "Я прочел там некую историю, которую, такое ощущение, никто не мог вычитать оттуда. Это история, во-первых, целиком и полностью по сюжету Мериме. Девица наша – главарь банды. История вроде бы криминальная получается, потому что всё в наше время происходит. Но на самом деле это история духовного роста. История того, что происходит с нашим главным героем. Достаточно плоский парень вначале, потом он понимает, что этим миром, в котором мы живем, все дело не ограничивается. Есть подлинная жизнь".

"Yтро": Вас не испугало то, что сюжет всем давно знаком, а в театре и кино очень много постановок с названием "Кармен"?

Александр Хван: В названии "Кармен" штампа быть не может, потому что это цитата, классика. Целиком сюжет сделан по классической вещи. Можно сказать, что это экранизация классической новеллы, но только действие происходит в наше время. Это будет очередной историей, и таких историй будет еще множество. Это будет продолжаться, продолжаться и продолжаться. Это жизнь.
При таком говорящем названии в фильме не будет ничего, что с ним ассоциируется, то есть ничего "испанского" и "оперного". История бывшего сержанта милиции, бросившего все ради свободолюбивой девушки, очень современна, она происходит "здесь и сейчас". И конечно же, это ни в коем случае ни криминальный фильм. Для меня подлинный сюжет "Кармен" – это история духовного роста героя, его путь от честного солдата до свободного от социума и верующего в лучший мир человека. И Кармен – это не воровка и преступница, это человеческое существо, рожденное с чувством свободы, к которому Сергей так мучительно приходит. Она занимается противозаконными действиями не ради корысти – она берет свое, потому что ей и так все принадлежит. Только того, что нужно ее душе, здесь, в этом "черновом" мире, нет. Поэтому она и испытывает смертную тоску. И живет, томясь как в тюрьме и развлекая себя как может. Тогда тюрьма становится образом не социальным, а метафизическим. Тюрьма, в которой мы все томимся в жизни земной. И тоска по тому свету, где все мы не искажены.

"Y": Вы сразу увидели в Ольге Филипповой исполнительницу роли Кармен?

Александр Хван: Сначала была случайная фотография, которую я заметил в альбоме актерского агентства. Она была черно-белая, не очень качественная. Я попросил, чтобы без меня ассистенты сняли ее еще раз, сделали с ней интервью. Когда я все увидел, меня это в достаточной степени разочаровало. Но я попросил, чтобы мне устроили встречу. Во время встречи девушка меня снова заинтересовала. Я предложил ей сыграть пробу: взять сцену, чтобы она ее подготовила дома, а потом пришла и сыграла. И мне очень понравилось. Я продолжал думать о ней наряду с другими претендентками. Но победу она одержала вот когда. Я знал, что она актриса музыкального театра, закончила Гнесинку. И я подумал, что меня в ее лице так привлекало – оно у меня почему-то стало ассоциироваться с голосом Земфиры. А я, несмотря на свой возраст, увлечен этой певицей, внешность которой не похожа на образ, возникающий, когда ее слышишь. И я предложил Ольге сделать пробы таким образом: мы выбрали четыре песни Земфиры, и я предложил спеть за Земфиру под ее фонограмму, просто открывая рот. У Ольги есть певческое образование, она знает механизмы. И когда мы сделали эту пробу, это было настолько впечатляюще и хорошо, что я понял – с этим можно работать. Странная проба для кино, тем более для не музыкального фильма. Важно было понять, какие механизмы в актере существуют, как на них можно воздействовать и добиваться контакта.

"Y": В Вашем фильме главный герой убивает дважды, а затем расправляется и с Кармен. В то же время Вы говорите о духовном росте. Можно ли возвыситься, совершив такое?

Александр Хван: Здесь нет прямой механической связи. Герой проживает трагическую жизнь. Вопрос не в том, какие в ней события. Мы все совершаем в жизни и хорошие и плохие поступки, все люди грешные. В сценарии есть такая фраза: "Не важно, за сколько лет ты прожил свою жизнь – за 80, 50 или 20. Можно всю ее без остатка прожить за один год". То, что и происходит по сценарию. За год благодаря встрече с этой женщиной наш герой прожил сконцентрированную жизнь, прожил то, что другому выпадает на многие десятки лет. У него это сложилось в течение одного года.

Фильм должен выйти на экраны осенью 2002 года.


Беседовала с режиссером Елена Ноготкова.

Отдел культуры |
Выбор читателей