Особое место в его творчестве занимает цикл из трех самостоятельных одноактных опер – "Плащ", "Сестра Анджелика" и "Джанни Скикки", вместе составляющих оперный триптих. Мысль о "Плаще" возникла у композитора после посещения парижского театра Мариньи, где он впервые увидел пьесу молодого драматурга Дидье Гольда с одноименным названием. Она привлекла композитора остротой сценического действия, реалистической яркостью деталей и особым ощущением большого города. Сюжет преследовал Пуччини в течение нескольких лет, а на сочинение музыки ушло немногим более года. Рождением двух остальных частей триптиха композитор был обязан встрече с певцом и журналистом Дж.Форцано. Предложенный им эскиз собственной драмы "Сестра Анджелика" лег в основу второй, а заимствованный из "Божественной комедии" Данте рассказ о плутнях флорентийца Джанни Скикки – третьей части цикла. Триптих был закончен 20 апреля 1918 года, и начались переговоры о его постановке.
В триптихе Пуччини по существу впервые обратился к жанру одноактной оперы и применил реалистический метод, который проявился в зорком внимании к мелочам окружающей жизни. Обыденное становится у него драматически-захватывающим, а судьбы простых людей раскрываются в трагическом свете жизненной непреодолимости.
"Мы остановились на более интересных, как нам кажется, для нашего репертуара двух названиях – "Плащ" и "Джанни Скикки" – по причине их большой художественной контрастности. Если в "Плаще" Пуччини выступает как один из основоположников итальянского оперного веризма (течения, возникшего в литературе и близкого к идеям натуралистической эстетики, показывающего жизнь "как она есть"), то второе произведение острокомедийно. У этой комедии тоже очень серьезная литературная первооснова. Это шедевр эпохи Возрождения "Божественная комедия" Данте Алигьери – сочинение, вызвавшее к жизни множество отголосков в различных видах искусствам, в том числе и изобразительном. А в музыке это опера С.Рахманинова "Франческа да Римини".
В истории Джанни Скикки есть много серьезного и поучительного с точки зрения освоения актерами этого театрального материала. Произведение связано со знаменитой итальянской комедией дель арте, с классическими амплуа ее персонажей. Это изворотливый герой низкого звания, влюбленная пара и мешающие ее счастью престарелые родственники, доктор, всегда готовый отправить своего пациента на тот свет, глуповатый нотариус...".
Премьера состоялась в Камерном театре в конце января, когда маэстро Покровский отпраздновал свое 90-летие. Это замечательное событие совпало с 30-летием театра, основанного и до сих пор руководимого самым известным оперным режиссером нашей страны. Постановка имела успех, но была несколько "закрытой". Даны всего два спектакля в январе и столько же в начале февраля. Затем – перерыв.
У труппы этот сложный оперный спектакль должен "войти в подкорку", как считают постановщики.