Адские сюрпризы

Читать в полной версии →
В Шали обнаружен подпольный цех по производству мин-ловушек. Судя по документации и показаниям задержанных, мины изготовлялись под руководством арабских специалистов

Как сообщили в военной комендатуре ЧР, вчера была завершена очередная спецоперация федеральных сил в Шалинском районе Чечни. По сведениям Регионального оперативного штаба, сначала военные и спецслужбы отрабатывали адреса в селении Старые Атаги, в котором действуют ваххабиты из местного "джамаата" и зимуют боевики Басаева и Хаттаба; затем был полностью блокирован и райцентр Шали. Здесь оперативников ждала находка – подпольный цех по производству мин-ловушек. Судя по документации и показаниям задержанных, мины изготовлялись под руководством арабских специалистов. Правда, задержать самих наемников в этот раз не удалось. Среди артиллеристских снарядов, мин и печей для выплавки тротила удалось обнаружить несколько так называемых "стеклянных взрывателей". Как сообщили в пресс-службе УФСБ по Чечне, устройство такого типа представляет собой емкость с ртутью, при наклоне которой происходит замыкание цепи. Именно такие взрыватели в последнее время широко используются чеченскими боевиками в местах скопления людей. Мины-ловушки террористы подбрасывают у мест дислокации российских военных и милиционеров в Грозном и райцентрах Чечни. Как правило, взрывчатка, рассчитанная на солдат-срочников, маскируется в сигаретной пачке, видеокассете или в карманном фонаре. Технология изготовления несложная; по мнению экспертов российских спецслужб, сборкой мин-ловушек занимаются несколько специалистов из числа наемников. По некоторой информации, в последнее время в банду Хаттаба поступили итальянские пластиковые мины, на которые не реагирует металлоискатель.

Как правило, на таких минах подрываются мирные жители. Только в прошлом году в Чечне было зафиксировано более двух десятков подрывов подростков и женщин – в селении Толстой-Юрт, под райцентром Шали и в столице республики. Последний громкий случай произошел в начале января этого года в селении Самашки Ачхой-Мартановского района, когда местная 46-летняя жительница Асланбекова подобрала на обочине дороги карманный фонарь. Взрыв произошел, когда женщина попыталась его включить. В результате чеченке оторвало кисть левой и пальцы правой руки, лицо, живот и грудная клетка были поражены множеством осколков.

"Урожай" мин-ловушек арабского производства вынудил командование российских войск выпустить специальную листовку-обращение к мирным жителям с просьбой не трогать неразорвавшиеся боеприпасы и подозрительные предметы. Российских военных давно предупреждать не надо – до сих пор боевики зачастую минируют тела убитых солдат и подбрасывают к блокпостам и базам бытовые предметы с пластидом. К примеру, в прошлом году у позиций одной из бригад внутренних войск в Грозном бойцы нашли новенький китайский утюг. Взводный приказал поупражняться солдатам в меткости стрельбы: в утюге оказалось несколько сот граммов взрывчатки.

Последние спецоперации в Чечне не приносят громких результатов. Полевые командиры по-прежнему находятся в республике и вновь грозятся перейти в контрнаступление. Нынешние акции федеральных сил носят профилактический характер, хотя регулярно приходится вступать в бой с экстремистами. Снова и снова изымаются горы оружия. В селении Мескер-Юрт арсенал террористов из гранат и патронов был обнаружен прямо в мечети. Местный мулла делал вид, что ничего не знает о складе боеприпасов.

Тем временем новая спецоперация проводится в Ханкальском ущелье в шести километрах от Грозного. Военные блокировали сразу три населенных пункта: поселок Гикаловский, селения Чечен-Аул и Пригородное. На дороге из Аргунского ущелья в Грозный федералы постоянно подвергались нападениям боевиков. Накануне те обстреляли из засады группу военнослужащих внутренних войск; один из солдат получил тяжелое ранение. Участок местности был блокирован, в ходе скоротечного боя удалось уничтожить троих нападавших.

До сих пор неизвестна судьба летчиков пропавшего 3 февраля вертолета Ми-24 Федеральной пограничной службы. Последний раз экипаж вышел на связь на высоте 1,5 км в сложных метеоусловиях. Поиски машины и летчиков продолжаются в Чечне и Ингушетии. На борту Ми-24 находились: майор Анатолий Кирпанев, капитан Василий Томинец и лейтенант Дмитрий Золин.

Олег ПЕТРОВСКИЙ |
Выбор читателей