Ну что ж поделать, раз все журналисты обожают делать предположения и ваш обозреватель из их числа? Помнится, на двух предыдущих церемониях я довольно точно предсказал положение вещей, хотя в прошлом году идиотизм выбора академиков меня потряс. Ну не того масштаба фильмы, скажем, Стивена Содерберга, чтоб ловить статуэтки. "Гладиатор" Ридли Скотта еще туда-сюда, хотя его, на мой взгляд, абсолютный шедевр "Ганнибал" ни тогда, ни в этом году не выдвигается. Поздно.
Правда, Скотт, по моему глубокому убеждению, один из трех-четырех великих мастеров, кто по-прежнему "в строю". Он таки снял очередную ленту-номинанта. К сожалению, до России его "Падение черного ястреба" не дошло, но мой друг-кинокритик и продюсер, которому можно верить, недавно смотревший это кино в Лос-Анджелесе, оценил этот военный боевик высоко. Впрочем, номинация за лучшую режиссуру традиционно считается второстепенной по сравнению с лучшим фильмом. Да, трое других гениев (повторяю, из тех, кто снимает) – Скорцезе, Спилберг и Олтман.
Ну, второго - рекордсмена кассы всех времен и народов просто неудобно выдвигать и не присуждать. Лента последнего "кита" в этом списке "Госфорд-парк" – также, по слухам, весьма и весьма достойная – будет бороться за главный приз. Это криминальная драма из любимой мастером эпохи – 30-х годах прошлого века, под девизом: "Чай в 4, обед в 8, убийство в полночь".
В самой престижной номинации также "Прекрасный разум" Рона Ховарда, автора "Гринча, похитителя Рождества" и "Аполлона 13" – производственное кино из жизни психически больных, и малобютжетник актера Тодда Филда "В спальне", с обретшей второе дыхание пожилой звездой некогда независимого кино Сисси Спейсек.
Что же остается из того, что можно было посмотреть в отечественном прокате?
В общем, тут я безоговорочно на стороне кажущейся мне (в отличие от многих читателей женского пола) красавицей рыжеволосой Николь. Она явно прогрессирует как актриса и уж точно получше выглядит, чем Джулия Робертс со своим прошлогодним "Оскаром" за тошнотворную содерберговскую "Эрин Брокович".
Так, что осталось из интересного? Ну про 13 пунктов "Властелина колец" все знают. Хотите поупражняться в пророчествах? Я, например, почти уверен, что по количеству выигранных статуэток эта, на мой взгляд, скучная толкиеновская экранизация не уступит "Титанику".
Аналогичного успеха может добиться эмиссар европейского кино, скакнувший на верхние строчки мировых чартов, – "Амели" (5 номинаций). Думаю, это действительно лучший иностранный фильм для заокеанских академиков, и в его победе тоже не сомневаюсь. К сожалению, опять-таки не являюсь его поклонником ни в коей мере, поскольку французские клипы люблю только с Милен Фармер, а романтика этой довольно злобной комедии меня совершенно не прикалывает. Но отдать должное некоторой "киногеничности" нужно – во всяком случае, снято не хуже, чем "Гарри Поттер". Еще порадовала возможная победа "Шрэка", по всем отзывам – самого симпатичного мульта последнего времени.
Итак, каковы же тенденции нынешней оскароносной гонки? На мой взгляд, в фаворе опять "те же и они же" – мэйджеры, блокбастеры и крупнобюджетники. У Академии явно наблюдаются временнЫе флуктуации сознания – с интервалом в два примерно года. То дадут наиглавнейшие призы маргиналам – за хороший фильм типа "Красота по-американски" (1999) или за плохой "Влюбленный Шекспир" (1998). То "Титанику" (1997), с которым все ясно, или "Гладиатору", озолоченному чисто в угоду техническим примочкам, как и "Смелое сердце" (1995). Есть в этой цепи и фильм-загадка – "Английский пациент" (кто помнит, признавайтесь?), думаю, произведший впечатление подобно "Амели": ну как это, в Европе не разучились снимать Большое Кино? В нынешнем году никаких сюрпризов, я думаю, нас не ждет. "Пластилин" (как его у нас прозвали) – безоговорочный фаворит. Однако меня весьма смутило то обстоятельство, что его, так сказать, собрату, "Гарри Поттеру" достались незначительные и не престижные номинации: костюмы там, музыка. Вот уж если сравнивать, так нечего столь откровенно подсуживать. Фильмы эти как минимум в одну силу.
Напоследок слегка порадуюсь за действительно хорошее кино. Я считаю фильмами года "Других" и "Мементо" (оба были в нашем прокате). Последнему достались номинации за монтаж и сценарий. И то хлеб... Есть среди более-менее известных картин "Ванильное небо" (музыка, гы...) и "Перл-Харбор" – со всевозможными звуковыми эффектами (их есть у него, что спорить).
Да, чуть не забыл: "линчевка" (по мнению критиков, далеко не самая удачная) "Малхолланд-драйв" поборется (в четвертый раз в карьере отца американского кинопостмодернизма) за лучшую режиссуру. Сомневаюсь, однако, что успешно. Не жалуют Дэвида Линча на родине, как любого пророка.
В целом можно смело сказать, что подростковое кино в нынешнем году положит на лопатки всяческое как элитарное, так и политкорректное.
Это не хорошо и не плохо, это – Фабрика Грез.