Черный Апрель

Читать в полной версии →
Автор любит своих персонажей, так любит, что и зритель их начинает любить и жалеть: бандитов в карнавальных масках, киллера-неудачника, медсестру-проститутку, священника с криминальным уклоном и всех остальных

Апрель
Россия, 2001
Режиссер: Константин Мурзенко
В ролях: Евгений Стычкин, Денис Бургазлиев, Юрий Куценко, Александра Куликова, Михаил Круг, Сергей Мазаев


Сейчас уже не модно признаваться в своей любви к постмодернизму. Громко об этой любви все кричать перестали, но тихо, стыдливо любить не прекратили.

Своеобразие современного постмодернизма заключается в том, что к термину можно прилепить еще одну приставку "пост", потому как за основу берутся не классические образцы, а уже их постмодернистское осмысление.

Некоторые вот даже не стесняются объявлять вслух, что видели "Тарантину" и знают, о чем это кино. А еще мы все тихим-тихим шепотом признаем, что "братья" и "сестры" – это тоже кино, а Сергей Сельянов – это гений продюсирования, царь Мидас отечественного кинематографа и все такое прочее. Короче говоря, жанр, когда-то считавшийся "чернухой", трансформируется пиарщиками в томный и не очень понятный термин "фильм-нуар"... и – марш в кинотеатры, потому что Это надо видеть.

Жил-был молодой и талантливый кинодраматург Константин Мурзенко, бацал ловкие сценарии ("Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь" и "Мама, не горюй!"), где по подворотням и кабакам шлялись бритые бандиты, их длинноногие ляльки и – для колориту – всяческие буйные подростки. Шлялись все в мрачновато-аляповатом пространстве, сталкивались друг с другом, показывали большие черные пистолеты и толстые пачки долларов, "ботали по фене" с вкраплением совсем уж чумового сленга, который был выдуман сценаристом как некая поэзия площадей.

Фильмы имели "домашний успех", и решил тогда кинодраматург Мурзенко не останавливаться на достигнутом, не играть разных там Фашистов в отечественных блокбастерах вроде "Брата-2", а самому стать режиссером, чтобы не только диалоги с сюжетом на бумаге записывать, но и всякие картинки зрителю показывать. Дебют оказался вполне достойным, особенно ежели учесть, что аж одиннадцать продюсеров согласились поучаствовать в столь славном начинании. Без лучшего из лучших – Сергея Михайловича Сельянова – здесь тоже не обошлось. И завертелась веселенькая карусель.

Мальчик Петя с нежным прозвищем Апрель попал в жесткий переплет. Обложили его со всех сторон – не полюбили его ни менты, ни бывшие кореша. Подставил его кто-то. Почему и зачем – неважно, история не об этом. Суть в том, что дали мальчику Пете все тот же большой черный пистолет, большую пачку денег и говорят: иди, убивай, тебе зачтется.

И начинаются тут всяческие отголоски классиков: как шляется бедный-несчастный заморыш по тем же подворотням, что и все герои отечественного "нуара", встречает добропорядочную отечественную проститутку из начинающих, направляет ее на путь истинный, помогает сирым и убогим, злым и плохим.

Киллер спасает свою жертву, да и не только ее, болезную. Этот дохленький Апрель спасает человечество. Вообще, стоит отметить, что нынешний розлив новоявленных киллеров уже не впервые преподносит нам свежие образцы силы, что жаждет зла, но вечно совершает благо. Но "Апрель" ценен не только этим. Его стоит полюбить и за находки, когда из "стебности" и самоиронии, из пародий и небрежного цитирования, из штампов и неразборчивой музыки сленга рождается настоящее искусство, крепко стоящее на ногах. Нету тут вакханалии "братских разборок", нет случайности тарантиновской пули, нет и безнадеги джармушевской философии – но есть другое, не менее важное. Кардинальное отличие от привычных приступов "нуара" с его Большими Черными Револьверами и красочными раздробленными черепами оборачивается неожиданным выигрышем. А все потому, что автор любит своих персонажей, так любит, что и зритель их начинает любить и жалеть: бандитов в карнавальных масках, киллера-неудачника, медсестру-проститутку, священника с криминальным уклоном и всех остальных, кто так бережно и любовно выведен на экране. Про любовь этот фильм. Про Настоящую Любовь. Между прочим, так и режиссер считает, он мне это по секрету сказал.

Российская премьера состоится в Челябинске и Нижнем Тагиле 15 февраля; на московские экраны фильм выходит 20 февраля в кинотеатрах "Пять звезд" и "Ролан".

Евгения ПЛЯШКЕВИЧ |
Выбор читателей