Толстуха в поисках счастья

Читать в полной версии →
Переступив через труп сестры, толстая как бегемот актриса театра "Кабуки" бежит от действительности и обретает простое бабье счастье

Дальневосточный кинематограф становится привычным для российского зрителя. Про разницу ментальностей теперь говорить просто неприлично – про всю эту навороченную красочную смесь бытового натурализма, художественной сентиментальности и детской наивности, чуждую нашему восприятию. Это уже давно всё наше, не настолько родное как голливудский кетчуп, но ставшее привычным. И Куросава перестал быть единственным японским режиссером, и фильмы Осимы оказались не единственной экзотичной эротикой – со времен "Империи чувств" мы еще и не такое членовредительство повидали. Успех "коллекции Такеши Китано" у наших зрителей подтвердил окончательный диагноз: японскому кино в российских залах быть. И вообще, никакая это не новинка – бесплатный фестиваль японского кино проходит в Москве уже в тридцать пятый (!) раз.

На открытие фестиваля в ЦДЛ 15 февраля демонстрировался фильм "Лицо" ( Kao). Это вам не экстремальная эротика и не древний танец костюмированных самураев, и даже не детский кровавый ужастик. Это смешная и лиричная, трагичная и поучительная история про большую и толстую тетку. Феминизм с уклоном в азиатчину. Тетка без особого ума и без особых талантов – строчит на машинке какие-то длиннющие простыни, ходит неуклюже, говорить толком не умеет, ест неопрятно, смотрит сериалы и пускает неаппетитную слезу при поцелуе в диафрагму. Младшая ее сестра – молоденькая хорошенькая потаскушка – старшую ненавидит и шпыняет ни за что. Ненавидит за все сразу: за ее уродство, за то как она, красавица, родовым уродством унижена. Шпыняет не колкими словечками, а ловкими подножками и ударами. Мать смогла бы их примирить, но мать стара и достаточно быстро по ходу действия умирает. Вот когда может оторваться бесстыдница младшенькая, вот она, драма, достойная Бергмана! Однако толстая и глупая тетка Масако не так уж проста оказалась – придушила мелкую хулиганку, забрала все пожертвования на похороны матери и пошла навстречу новой жизни в новых тесноватых туфлях. В детстве отец ей говорил: "Не хочешь кататься на велосипеде – не катайся, не хочешь учиться плавать – не плавай". Невдомек ему было, что доченьке как раз этого и хочется – кататься на велосипеде, плавать в море, встречаться с молодыми людьми, петь караоке в баре и даже танцевать. Вот все эти мечты Масако и отправилась реализовывать, переступив через труп сестры, познавая по дороге новые заповеди: "Проголодаешься – поешь, еще раз проголодаешься – еще раз поешь, живи сегодняшним днем, думай только о настоящем".

Режиссер "Лица" сказал, что хотел запятнать свои руки, приняв сторону того, кто совершает преступление, не меньше, чем сторону жертвы. Масако достойна своей новой судьбы – она меняет свою жизнь и жизнь тех людей, которые ей встречаются. Не всегда, кстати, меняет к лучшему, и труп сестры единственным в этой истории не окажется. Жесткость ходов, антисоциальщина сюжета и маргинальность самой героини оборачиваются высоким гуманизмом, значимостью каждого мгновения и каждого встречного. Тяжело топающая бегемотиха, сестроубийца, обокравшая похороны собственной матери, баба, разбившая вдребезги свое лицо, грохнувшись с велосипеда, вдруг расцветает нежным цветком, и зритель начинает ей сочувствовать и твердить вслед за одним из персонажей: "Беги, беги! Некоторых вещей можно достичь только в чужой земле среди незнакомых людей".

Весь фильм держится на уникальном таланте самой известной японской актрисы театра Кабуки – Наоми Фудзиямы. Роль Масако писалась специально для нее, и она живет каждым мгновением отснятого кадра. И каждый кадр – как отдельная картина в коллекции ценителя, и каждый поворот действия – новая дорога. Вот она азиатчина, вот она незнакомая мораль и чуждая философия. Но все же в финале – катарсис, знакомый европейцу еще со времен Аристотеля, и какая разница – какими способами искусство провоцирует зрителя на этот катарсис. На то оно и искусство.

Всего на фестивале, который прошел в Москве с 15 по 18 февраля, а потом отправляется в Санкт-Петербург, Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск и другие города РФ, представлено четыре фильма: "Лицо", "Теплая вода под Красным мостом" (режиссер – Сёхэй Имамура), "Нагиса" (режиссер – Масару Канума) и "Дора-Хэйта" (режиссер – Кон Итикава).

Евгения ПЛЯШКЕВИЧ |
Выбор читателей